Институт спортивного менеджмента и права

 

Задать вопрос

Алексей Савула: «Уверен, что в спортивном маркетинге у нас впереди еще много фантастически интересных и захватывающих проектов»

Алексей Савула - руководитель авторской программы бизнес-образования «Спортивный маркетинг и брендинг: практический курс» дал свое первое развернутое интервью порталу ВШЭ.

Алексей Савула: «Уверен, что в спортивном маркетинге у нас впереди еще много фантастически интересных и захватывающих проектов»

Алексей, вы обладаете самым разнообразным опытом работы в области спортивного маркетинга и брендинга. Расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном пути и основных этапах карьеры.

Всё началось в 2011 году, я учился на втором курсе университета и играл в футбол с ребятами из МГУ. На одной из тренировок пока была пауза заговорили о том, кто где работает, товарищ работал в компании «Адидас» и предложил мне попробовать пойти на стажёрскую позицию в спортивный маркетинг. Я прошёл собеседование с Дмитрием  Овсянниковым (сейчас занимает высокую позицию в Logitech) и меня взяли. Так начался путь длинной в двенадцать лет. Первые месяцы работал за еду, мне выдали карту, по которой я мог обедать в столовой. Было очень много интересных проектов. На тот момент бренд спонсировал ряд олимпийских федераций, РФС, ПФК ЦСКА и РПЛ. Работы было много, я в основном помогал старшим коллегам. Со временем все больше стал вовлекаться в футбол, так как занимаюсь этим видом спорта всю жизнь. Работал в команде с Димой Качаном (сейчас директор по спорт маркетингу red bull).

Первым большим проектом была Олимпиада в Сочи в 2014 году. Подписал 11 спортсменов, 7 из которых стали олимпийскими чемпионами, после Игр организовал мероприятие по чествованию чемпионов в ТРК Атриум.  Далее до 2018 года руководил футбольным спортивным маркетингом. В течение восьми лет мне посчастливилось входить в состав делегации Национальной сборной России по футболу, разделять с командой ее взлеты, победы и поражения. Это был невероятный опыт! После Чемпионата Мира 2018 компанией было принято решение собрать спортивный маркетинг в единую функцию без разделения на виды спорта, которую я и возглавил. В 2020 году помимо спортивного маркетинга возглавил команду Entertainment маркетинга и начал руководить функцией «Бренд партнеры».

За время работы в кампании мы подписали более 1000 спортсменов и инфлюенсеров, запустили десятки маркетинговых кампаний, организовали лучший чемпионат мира по футболу в истории и сделали очень много для развития спорта в нашей стране (пример - проект по строительству футбольных площадок в регионах). Далее в моей карьере был совместный проект с Фонбет. С друзьями из РФС мы запустили много классных историй вокруг Кубка России, провели первый в истории «Матч Звезд». В начале этого года я принял приглашение ФК Спартак-Москва и возглавил функцию Спонсорства. Очень мотивировала возможность поработать с «другой стороны» и иметь 360 экспертизу. Далее поступило предложение от «НСПК» вернуться в родную стезю спортивного маркетинга, от которого я не смог отказаться. Бренд активно инвестирует в спорт, спонсирует РПЛ, КХЛ, Беговые сообщества и Федерацию Фигурного катания.  Буквально на этих выходных мы закрыли турнир по уличному футболу «Скорость Решает» в парке Горького совместно с коллегами из РПЛ, Яндекс и Демикс (все они выступят на нашей программе бизнес-образования). В турнире приняло участие более 500 мальчишек и девчонок, награждал их Фёдор Смолов, а закончился турнир концертом популярного исполнителя Saluki. С уходом международных брендов это первый за несколько лет турнир для GEN Z. Уверен, что в спортивном маркетинге у нас впереди еще  много фантастически интересных и захватывающих проектов.

Каковы предпосылки для создания авторской прикладной программы бизнес-образования по спортивному маркетингу и брендингу? В какой момент вы решили, что нужно начать делиться своим опытом и знаниями в таком формате?

Я уже несколько лет читаю лекции в ВШЭ на тему спортивного маркетинга и спонсорства в рамках программ по спортивному менеджменту. Активно работаю как с магистрантами, так и слушателями программ спортивного бизнес-образования. Недавно обсуждали с руководителем спортивного управленческого кластера Вышки, директором ВШЮА Дмитрием Левоновичем Кузнецовым, что, не смотря на любые внешние вызовы и препятствия, сфера спортивного маркетинга в настоящий момент очень активно развивается. С уходом международных брендов появляются национальные локальные, российские клубы и спортивные сообщества используют возможности и осваивают новые открывшиеся рынки. Очень хочется, чтобы опыт, накопленный мною и моими коллегами, был полезен другим.

Часто приходилось слышать два мнения. С одной стороны, что сфера спорта в нашей стране достаточно закрытая, устроиться на работу в профессиональный клуб или федерацию очень тяжело. С другой стороны, что в данной сфере не хватает квалифицированных кадров. Действительно ли это так? И как по вашему мнению эти два тезиса могут уживаться вместе?

Найти сильного спортивного маркетолога в команду очень сложно, это, действительно, так. Специфика работы такова, что подобных профессионалов очень мало. Как правило, люди проходят долгий путь прежде, чем выйти на определённый уровень, набираются опыта, растут внутри кампании/федерации/клуба. Топовых маркетологов на нашем рынке можно пересчитать по пальцам и за них развернулась серьезная конкуренция.

Можно ли сравнивать те возможности для обучения и трудоустройства, которые были во времена старта вашей карьеры, с теми возможностями, которые есть сейчас?

Когда я начинал работать в спортивном маркетинге на рынке не было практически ничего с точки зрения обучения в спортивном менеджменте. Именно Вышка одна из первых на постсоветском пространстве совместно с FIFA/CIES в преддверии Чемпионата мира по футболу ФИФА «Россия – 2018» запустила программу бизнес-образования по спортивному менеджменту, которую я, Евгений Савин, Борис Кочкин и еще целый ряд моих партнеров и коллег успешно закончили в 2015 году. Сейчас появилось много разных программ с громкими названиями. Но разница между ними заключается в спикерах. Чем сильнее команда спикеров, тем полезнее и эффективнее данная программа будет для соискателя. В моём понимании, слушатель, в первую очередь, приходит не за корочкой университета (хотя диплом ВШЭ – один из самых солидных образовательных брендов в сфере спорта не только в России, но и в мире), а за знаниями, за тем реальным опытом, которым с ним поделится спикер. Убежден, что мне и команде удалось собрать ансамбль преподавателей, бизнес-тренеров, коучей и топ-менеджеров, которому сегодня нет равных.

Почему вы решили реализовать свой проект именно в Институте спортивного менеджмента и права Вышки?

Как уже отмечалось мной ранее, я сам успешно получил бизнес-образование в Вышке и уже более трех лет здесь успешно преподаю. ВШЭ, по моему глубокому убеждению, сильнейший вуз страны, руководство которого делает все для комфортной работы преподавателей и обучения слушателей.

В описании программы сказано, что она подойдет для руководителей и специалистов отделов маркетинга, брендинга и коммерческих отделов спортивных клубов/лиг, владельцев спортивных клубов и управленцев физкультурно-спортивных организаций, а также бывших спортсменов. Расскажите, пожалуйста, какую практическую пользу от обучения на данной программе получат представители указанных категорий.

Обозначу только ряд принципиальных для нашей команды позиций:

  • способность эффективно управлять спортивными организациями, их маркетинговыми подразделениями и отделами продаж, бренд-командами и проектными группами;
  • умение создавать и реализовывать креативные управленческие инновации в спортивной отрасли, обеспечивая конкурентоспособность федераций, лиг и клубов;
  • демонстрировать системный междисциплинарный подход к оценке ресурсов спортивной организации, планированию ее маркетингового бюджета и управлению им;
  • с «нуля» создавать и продвигать бренд спортивной организации, спортивного сооружения, спортивного соревнования;
  • повышать прибыльность спортивной организации за счет применения современного маркетингового инструментария;
  • взаимодействовать с собственниками и топами спортивных организаций при формировании их маркетинговых стратегий;
  • уметь сделать звездное шоу из спортивного соревнования на уровне самого высокого искусства.

Как вы думаете, будет ли программа полезна для тех слушателей, которые никогда не имели опыта работы в спортивной сфере?

Формат программы – профессиональная переподготовка выбран не случайно. Подобные программы дают право на ведение абсолютно нового вида профессиональной деятельности, поэтому востребованы не только опытными профессионалами в сфере спортивного менеджмента, маркетинга, брендинга, но и теми, кто хочет найти для себя новую профессию или сменить управленческую специализацию. Большой упор в программе совершенно сознательно сделан на изучение и проработку практических кейсов. Даже не имея опыта работы в спортивной сфере, на выходе слушатель будет владеть солидной базой прикладных навыков и компетенций, которые, конечно, сможет успешно применить на практике.

А диплом НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности в сфере менеджмента, как показал мой личный опыт, всегда способствует управленческой карьере.

Алексей, известно много случаев, когда бывшие спортсмены занимали руководящие посты в спортивных клубах/организациях сразу после окончания карьеры. Как вы относитесь к таким назначениям? Может ли человек без специального образования в сфере менеджмента или маркетинга сразу стать руководителем высшего звена?

Здесь, конечно, многое зависит от человека. Многие профессиональные спортсмены заранее думают о своем будущем, получают релевантное образование. Примеров множество - Владимир Габулов, Роман Широков, Дмитрий Сычев (кстати, все трое выпускники Вышки), Александр Легков, Дмитрий Булыкин и т.д. Выдающиеся спортсмены, которые сейчас прекрасно руководят различными спортивными активами. Образование необходимо, так как невозможно управлять организацией без понимания основ менеджмента, финансов, права и т.д. К этому рано или поздно приходят все успешные спортивные менеджеры.

Очень много образовательных программ представлены в полностью дистанционном формате. У вас же на курсе есть несколько очных периодов. В чем их важность?

Я как преподаватель очень расстраиваюсь, когда многие слушатели находятся только в онлайн. Для меня важно видеть, как коллеги работают на практических занятиях, насколько вовлечены, как горят их глаза. Я, конечно, в первую очередь, практик, поэтому работа над практическими кейсами, прикладными задачами, конкретными управленческими ситуациями для меня важнейшая часть любого обучения.

Алексей, состав спикеров программы впечатляет самого взыскательного заказчика. Как вам удалось собрать такую звездную команду?

Все спикеры – мои коллеги, сильнейшие специалисты в своих областях. Со многими мы вместе работали, реализовывали большие проекты. Все с удовольствием приняли мое приглашение, так как понимают, что нам очень нужны сильные кадры. Отказов не было (улыбается).

Сегодняшние реалии накладывают различные ограничения на деятельность спортивных клубов и федераций (экономические, логистические и другие). Уделяете ли вы внимание этому вопросу в своей программе?

Основа курса – практика. Я не теоретик (смеется), а практик. Обучение построено таким образом, что ключевым является решение системных стратегических и операционных задач в сфере спортивного маркетинга и брендинга со спикерами, обладающими уникальным специализированным опытом, получение от них прямой и конкретной обратной связи. Опираясь на их богатый опыт, слушатели смогут взглянуть на современные проблемы и тенденции совсем под другим углом. Нынешняя экономическая ситуация требует от нас с одной стороны креатива и нестандартных решений, с другой стороны системного мышления и способности отвечать на вызовы современности.  

Помимо теоретических и практических знаний и компетенций участники проекта расширят свой нетворкинг. Вы, как человек с большим кругом знакомств, готовы будете порекомендовать проявивших себя успешных выпускников потенциальным работодателям, дать им рекомендации?

Как я уже сказал выше, нам с коллегами, действительно, очень нужны кадры, особенно на уровне линейного и среднего менеджмента, нужны спортивные-бренд-менеджеры, начальники департаментов и отделов. Темпы роста рынка очень высокие, средний уровень специалистов пока явно не достаточен. Уверен, что мы сможем подготовить компетентных и востребованных коллег для рынка спортивного маркетинга.

Алексей, как будет организовано само обучение?

В рамках обучения предусмотрены четыре очных двухдневных периода по пятницам и субботам с 10.00 до 18.00. Очный период будет проходить один раз в месяц в главном здании Вышки в историческом центре Москвы (Покровский бульвар, 11). Между очными периодами один-два раза в неделю с 18:00 до 21:10 будут идти онлайн занятия. Общая продолжительность программы – 4,5 месяца (с 16 октября 2023 года по 2 марта 2024 года). В рамках программы также будет организован ряд мастер классов от легенд спорта и гуру спортивного маркетинга.  Стоимость программы – 180 тысяч рублей можно вносить двумя частями. Мы уверены в нашем качестве и не требуем внести всю стоимость сразу.

Зарегистрироваться и узнать детальную информацию о Программе Вы всегда можете на сайте: https://www.hse.ru/edu/dpo/839902602

Назовите, пожалуйста, три ключевых компетенции, которые вы хотели бы видеть у своих выпускников?

  1. Способность создавать и эффективно управлять системами спортивного маркетинга, включая построение эффективной структуры маркетинговой функции в спортивной федерации / лиге / клубе.
  2. Способность управлять спортивным брендом в высококонкурентной среде.
  3. Использовать маркетинговые инструменты для значительного повышения рентабельности спортивной организации, включая спортивные соревнования и спортивные сооружения.

 

Алексей, спасибо вам большое! И удачи вашей замечательной команде в реализации нового спортивного образовательного проекта!