Исследователи НИУ ВШЭ сравнили мотивацию добровольцев зимних Игр в Сочи и Пекине
В олимпийской волонтерской программе «Сочи-2014» было задействовано 25 тысяч человек. Она стала первым подобным проектом по работе с добровольцами в России, проводилась при господдержке, участии образовательных учреждений и НКО.
В Китае волонтерство, официально признанное важной силой для модернизации социального управления, курируется государством. В рамках такой политики на Играх-2022 планируется привлечь 27 тысяч добровольцев для Олимпиады и 12 тысяч — для Паралимпиады.
Отвечая на вопрос, что движет спортивными волонтерами, аналитик Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Марина Сухарькова сопоставила мотивацию россиян, безвозмездно работавших в Сочи, и китайцев, проходивших обучение в качестве волонтеров соревнований в Пекине. Базой для анализа стал онлайн-опрос, проведенный с 15 апреля по 15 мая 2021 года. Анкеты на русском и китайском языках размещались в тематических сообществах олимпийских волонтеров в социальных сетях и на специализированных форумах.
Марина Сухарькова
Было охвачено 385 человек: 200 — с российской и 185 — с китайской стороны. Из разработанных зарубежными учеными шести оснований мотивации волонтеров спортивных мероприятий респондентам предлагалось выбрать наиболее подходящие в их случае: ценностные, образовательные, социальные, профессиональные, защитные, личностные.
По данным исследования, волонтеры из КНР чаще, чем россияне, указывали ценностные и защитные основания мотивации: желание заботиться о других и потребность уменьшить чувство вины перед теми, кто нуждается в поддержке. Почти три четверти (73%) опрошенных на китайском языке выбрали вариант ответа «Возможность помогать людям», две трети (62%) — «Возможность улучшить жизнь вокруг». Для 73% важен мотив социального равенства, для 60% — восстановления социальной справедливости.
Российских волонтеров равенство и восстановление справедливости интересуют меньше: эти цели значимы лишь для 23 и 40% соответственно. Важнее — образовательные и профессиональные причины. Безвозмездно трудясь на сочинских Играх, 50% хотели получить новые знания, умения и квалификации, 58% — интересную работу, 76% — профессиональный опыт.
Заняться олимпийским волонтерством, чтобы познакомиться с новыми культурами, — черта скорее китайская: 40% волонтеров Пекина против 27% в Сочи. А вот добровольчество ради доступа к нужной информации — наоборот: этот мотив выбрали 53% россиян и только 35% китайцев.
Личностные основания мотивации (быть волонтером — значит повысить самооценку, организовать собственный досуг, заняться любимым делом и т.п.) чаще называли участники опроса из Китая. 44% из них решили работать на Играх, чтобы защитить свои права. Среди россиян таких всего 15%. Зато больше тех, кто оценил перспективу решать свои конкретные проблемы и путешествовать.
В среднем в российских анкетах выше доля отдавших предпочтение социальным факторам (волонтерство — улучшение отношений в социуме): для 66% было актуальным установить полезные знакомства, для 55% — нужные связи, для 80% — обрести друзей.
«Социальные причины выбора олимпийского волонтерства являются наиболее важными для всех», — заключает Марина Сухарькова. Не случайно мотивом, по которому позиции участников из обеих стран максимально совпали, стала возможность лучше понимать других людей. Движущей силой своего добровольчества ее назвали 64% китайцев и 61% россиян.
Сухарькова Марина Петровна