Прикладные докторские программы исходят из проблем бизнес-практики
-Геворг Тевосович, чем, по Вашему мнению в мире вызвано такое разнообразие степеней? Разве не достаточно степени PhD для успешного развития современной управленческой теории и практики?
Бизнес-образование всегда старалось отвечать потребностям бизнеса, собственно, в этом и есть специфика такого обучения. Сегодня рынок ставит все более сложные задачи, решение которых зачастую требует особого, уникального сочетания широких знаний в множестве различных областей и глубинном понимании ключевых направлений деятельности причем как теоретических, так и прикладных. PhD, как правило, это не прикладное образование, это не бизнес-образование, это сугубо теоретическое исследование, хотя иногда осуществляемое на базе университета по заказу компании.
Прикладные степени призваны предоставить уже сложившимся профессионалам отрасли глубинное понимание процессов на ином, стратегическом и комплексном уровне.
Такое широкое разнообразие степеней вызвано стремительным развитием рынка и появлением новых отраслей деятельности, новых бизнес-процессов, моделей и форматов деятельности, которыми необходимо управлять. Раньше, когда DBA только появились, специалист из любой сферы приходил на программу, получал общие знания продвинутого уровня и знакомился с лучшими практиками в сфере дженералистского управления. Но последнее время этот тренд изменился и стали появляться программы «DBA in», иными словами, начали появляться специальности. Иногда они обозначаются «DBA in» как, например, программа, которую закончил я «DBA in innovation management», но не редки случаи, когда специальность указывается непосредственно в сокращении, например DLA (Доктор юридического администрирования), DSA (Доктор спортивного администрирования). По факту это аналог DBA, но с уклоном в определенную специальность.
-Каковы принципиальные отличия традиционных ученых степеней (кандидат наук, доктор наук, PhD) от прикладных докторских степеней (DBA, DSA, DLA)?
Для начала главное определить, что даже формат кандидатской / докторской диссертации в России не аналогичен PhD, хотя некоторые иностранные университеты выдают степень PhD на основании российской степени кандидата наук. Здесь сначала корректнее провести сравнение между PhD и DBA, и между ними существует два ключевых различия:
- Программы DBA и их специализированные форматы предназначены для профессионалов с большим опытом работы, на такие программы не поступить вчерашнему выпускнику ВУЗа или человеку с небольшим или непрофильным опытом работы и без опыта руководителя. PhD наоборот открывает двери молодым специалистам и принимает выпускников, желающих продолжить свои исследования.
- При разработке темы DBA можно, а иногда даже обязательно, с сохранением полной конфиденциальности, использовать данные своей компании и проводить разработку решения для конкретного бизнеса. PhD исследование строится на открытых научных данных или на статистике, полученной студентом по запросу.
Если и переводить вопрос сравнения в плоскость анализа кандидатских степеней и DBA, то можно сказать, что классические научные степени привязаны к специальности и отвергают открытый междисциплинарный подход. Разрабатывать тему кандидатской / докторской диссертации невозможно на примере конкретного бизнес-проекта или одной компании. Исследование DBA отличается от стандартной российской диссертации главным образом в постановке цели работы. Стандартные диссертации исходят из исследовательской проблемы. Исследовательская проблема представляет собой нечто неизвестное в изучаемой области, нерешенную проблему в науке. Диссертационные исследования предназначены для сбора информации с целью лучшего понимания рассматриваемой темы, тем самым внося свой вклад в изучаемую область, что также может повлечь за собой последствия для практиков. DBA же или аналогичные прикладные докторские программы, как правило, не исходят из исследовательской проблемы, хотя такой компонент может присутствовать. Исследование DBA исходит из проблемы бизнеса. Цель подобных прикладных программ – обобщение, систематизация и трансляция профессиональному сообществу лучшего опыта и передовых практик мирового уровня.
-Интересен феномен распространения в мире университетских степеней: по какой причине все чаще национальные системы образования отказываются от единой государственной унификации степеней (аналог система ВАК в России) и предпочитают передавать соответствующие полномочия на уровень университетов?
Ответ на этот вопрос достаточно прост: один централизованный орган не может подстроиться под постоянно меняющиеся задачи бизнеса. Невозможно унифицировать бизнес-образование. Невозможно стандартизировать и создать единый план обучения и защиты. Ведущие бизнес-школы мира не успевают пересматривать свои учебные планы программ DBA и Doctor, хотя это может происходить по два раза в учебный год или даже чаще, если это специализированный DBA, DSA, DLA или иная прикладная докторская программа, например, доктор консалтинга. Бизнес-школы как институты сферы образования наиболее близкие к бизнес среде берут на себя обязательства по обобщению лучших практик и их распространению. Ни одно централизованное учреждение никогда не сможет организовать процесс лучше, а пагубный результат такой модели мы можем видеть на примере деградации классического университетского образования во многих странах Восточной Европы.
-Хотел уточнить, почему, по Вашему мнению, современное бизнес-образование от широких дженералистких программ движется в сторону узко специализированных прикладных форматов?
Частично я уже ответил на этот вопрос, когда речь шла о разнообразии степеней. Продолжая эту тематику, стоит заметить, что причиной такого тренда являются новые вызовы в каждой сфере деятельности, которые требуют стратегического и междисциплинарного подхода к решению вопроса.
-Как Вы считаете, способствует ли прикладная докторская степень карьерному и профессиональному развитию?
Получение степени DBA или иной аналогичной степени докторского уровня значительно увеличивает ваши шансы на достижение не только профессиональных, но и, в первую очередь, личных целей. Обладатели такого уровня квалификации получают передаваемые практически из уст в уста эксклюзивные бутиковые компетенции, по сути, в хорошем смысле этого слова «тайное знание», и выводят свои лидерские и управленческие качества на абсолютно новый уровень.
После завершения такой программы они могут претендовать на должности, требующие умение работать не просто в непредсказуемых ситуациях, а в ситуациях полной неопределенности.
Цель таких программ – предоставить знания необходимые для установления контроля над хаосом.
Но никогда не надо думать, что, получив степень, вы сто процентов подниметесь по карьерной лестнице, вырастет ваша зарплата или вы сможете претендовать на лучшую должность в лучшей компании. Степень - это только ключ к той двери, которую вы должны найти сами.
-Являются ли прикладные докторские степени особой формой профессионального и отраслевого признания?
Безусловно, такая степень выгодно выделяется даже в море бизнес-образования. Обладатель прикладной докторской степени вступает в элитарный профессиональный клуб и таких профессионалов гораздо меньше, чем тех, которые обладают MBA, EMBA или PhD. Программы бизнес-образования всегда носили еще и компонент нетворкинга, но обучение на программах уровня DBA возводит этот элемент в основу обучения. Нередки случаи, когда докторанты создают вместе успешный бизнес, модель, процессы, развитие которых они описывают в своих диссертациях.
- Помогло ли Вам в профессиональной, экспертной, исследовательской деятельности обучение по программе DBA?
Определенно да. Этих магических трех букв очень не хватало. Порой, когда речь идет о получении доступа в определённые слои экспертного сообщества, важны не сколько компетенции, сколько наличие определенных регалий.
- Какие главные преимущества программ DBA, DLA, DSA и аналогичных докторских бизнес-программ Вы бы обозначили для будущих соискателей прикладной докторской степени?
Я бы обозначил одно, но самое базовое, предопределяющее все остальное.
Это комплексный и междисциплинарный образовательный подход, который подается сквозь призму базовой компетенции.
Это не просто винегрет предметов и навыков, сгружаемый на докторанта, - это осмысленная стратегия.