• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Д. Ю. Шестаков: «Управлять деятельностью адвокатских образований должны Профессионалы»

Научный руководитель прикладной докторской программы на соискание профессиональной управленческой степени «Доктор юридического администрирования» НИУ ВШЭ, доктор юридических наук, профессор, DBA Шестаков Дмитрий Юрьевич рассказал Порталу Вышки о современных трендах в адвокатской деятельности и не только

Д. Ю. Шестаков: «Управлять деятельностью адвокатских образований должны Профессионалы»

Об адвокатуре

Что такое сегодня адвокатура и зачем нужны адвокаты? С одной стороны, это неотъемлемая часть системы правосудия. Почему неотъемлемая? Потому что без нее, этой части, осуществляющей гарантированное государством право на защиту, не будет вообще никакого правосудия, а будет судилище. С другой стороны, это один из наиболее эффективных институтов гражданского общества, оказывающий правовую помощь и реализующий право каждого на защиту.  И здесь, конечно, не идет речь ни о каком бизнесе, ни о каком предпринимательстве.

Однако, переложив на адвокатуру важнейшую задачу по защите прав своих граждан и прочих лиц, государство не только не позаботилось, а, в отличии от других разнообразных участников судопроизводства, поставило адвокатуру в условия жесточайшей конкуренции с разного рода предпринимателями и бизнесменами от юриспруденции, не обременив последних ни выполнением каких-либо обязанностей, ни связав нормами корпоративной этики. И адвокатам приходится конкурировать с мощными, хорошо отстроенными, бизнес ориентированными структурами, преследующими цель извлечения максимальной прибыли на рынке юридических услуг.

Здесь сразу может возникнуть традиционный возглас, мол не надо путать правовую помощь с юридическими услугами. Никто и не путает. «Правовая помощь» зачастую требует гораздо большего объём работы высококвалифицированного специалиста (по крайней мере, имеющего диплом юриста и подтвержденный опыт работы), чем любая «юридическая услуга». При этом адвокаты не обладают возможностью создать организационную структуру, позволяющую внутри выстраивать бизнес-процессы, нанимать высококвалифицированных управленцев и специалистов, осуществлять целенаправленную политику на юридическом рынке. Адвокат вынужден сам себе быть и юристом, и финансистом, и экономистом, и главным менеджером. Спросите любого управляющего партнера более-менее крупной адвокатской структуры, много ли дел он сам лично успевает вести в суде как профессиональный защитник? Но при этом ни один ВУЗ, ни одна образовательная программа не готовит адвокатов – управленцев, не учит правильно и грамотно выстраивать деятельность адвокатского образования, хотя потребность в этом огромная. Мы решили заполнить этот пробел и создали уникальную образовательную программу «Управление адвокатским бизнесом».  Это не про то, как выстраивать бизнес с доверителями, это про то, как сделать из адвокатского образования эффективную и конкурентоспособную структуру. Поэтому, данная программа реализуется по специальности «менеджмент», а не «юриспруденция».

 

О профессиональных докторских степенях

Среди адвокатов достаточно много докторов юридических наук, еще больше кандидатов юридических наук. Возможно, найдутся доктора в иных областях знания. Но почти наверняка можно сказать, что нет практически ни одного со степенью в области управления организацией или менеджмента. За исключением нескольких человек, получивших степени Докторов делового администрирования в иностранных ВУЗах.

Но что дает степень доктора юридических наук в адвокатской деятельности? Да, в большинстве случаев это доказывает высокую квалификацию специалиста по оказанию правовой помощи. Но зачастую, такой специалист не умеет ни позиционировать себя на рынке, ни эффективно «продавать» свои услуги. Пожалуй, даже почасовую ставку, подобно медикам, поднять для д.ю.н. бывает сложно. К сожалению, доверителей, за исключением узкого круга дел, требующих специальных познаний, в последнюю очередь интересует наличие ученой степени у адвоката. Однако, наша программа предполагает присвоение прикладной степени Доктор юридического администрирования. Нет ли здесь противоречия? Нет, потому что прикладная докторская степень с сфере администрирования (управления) кардинально отличается от традиционной ученой степени.

Во-первых, диссертация пишется по конкретной практической теме, в которой соискатель обладает соответствующим опытом и знаниями.  Во-вторых, обучение проводится по широкому перечню дисциплин, включая финансы, экономику, менеджмент, маркетинг, психологию и содержит большое количество практических занятий. В-третьих, данная степень предполагает не только умение хорошо работать головой, но и что-то делать своими руками.

Почему сразу доктор, а не мастер или специалист? Потому что управлять бизнесом адвокатского образования по оказанию высококвалифицированной юридической помощи могут только эффективные менеджеры, имеющие неформальный авторитет и формальное признание.

Шестаков Дмитрий Юрьевич

Научный руководитель Института юридического менеджмента ВШЮА НИУ ВШЭ

Доктор юридических наук (2000 г), профессор (2006 г). Doctor of Business Administration “Chief Executive Officer” (UK, 2016 г). Doctor of Business Administration “Chief Digital Officer” (Singapore, 2019 г.). Советник Президента Федеральной палаты адвокатов, советник Президента Адвокатской палаты города Москвы. Член Совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. Президент международной юридической группы «Феникс». Декан Факультета Управления юридическим бизнесом Британской Академии Бизнеса /UK/. Учредитель (совместно с О.Е.Кутафиным) и управляющий партнер Юридической группы «Юракадемия: Кутафин и партнеры» (2008 -2011). Заведующий кафедрой адвокатуры, нотариата, гражданского и арбитражного процесса Российского государственного торгово-экономического университета (2005-2007). Член Совета Адвокатской палаты города Москвы (2005-2006). Основатель адвокатского бюро «Доктор права» (2003) лидера по сопровождению процедуры банкротства кредитных организаций. Ответственный секретарь Рабочей группы по реформированию адвокатуры при Совете Федерации ФС РФ (1999-2010). Директор Института прав человека и демократии (1990 -1997). Награжден орденом « За верность адвокатскому долгу», медалью 1-й степени «За заслуги в защите прав и свобод граждан», знаком отличия «За вклад в развитие адвокатуры», знаком «Почетный адвокат».