• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Автоспорт – это особая философия

У нас в гостях Андрей Ильин – кандидат экономических наук, исследователь проблем управления и предпринимательства в автоспорте, один из авторов образовательной программы «Менеджмент и предпринимательство в автоспорте» в Высшей школе экономики.

Андрей, многие коллеги, говоря об автоспорте, имеют в виду «Формулу 1», и только. Что не так в этом утверждении?

Автоспорт – это философия. Особый образ мышления и стиль жизни. Как в настоящее время, так и во все времена автоспорт являлся уделом энтузиастов: людей увлеченных и одержимых любимым делом. «Формула 1» оказала огромное влияние на популяризацию автоспорта, но только во второй половине ХХ века. Если обратиться к истории, то автоспорт зародился в конце XIX века. Одной из главных предпосылок для появления автомобильных соревнований на скорость стала конкурентная борьба автомобильных концернов. А дальше все развивалось по спирали: концерн – гоночная команда – автогонщик. Проблемы с безопасностью и судейством на соревнованиях способствовали созданию структуры управления автоспорта. Возникла потребность в создании международной и национальных автомобильных федераций. Чтобы усилить безопасность, стали строить стационарные автодромы с трибунами. Для привлечения зрителей необходимы были новые средства коммуникации: СМИ, телевидение, журналисты. Затем пришли коммерциализаторы, такие, как уважаемый мною Берни Экклстоун, которого я всегда ставлю в пример своим студентам по предпринимательским дисциплинам, и упаковал королевские гонки «Формулы 1» в продаваемый качественный ивент-продукт. Как раз со спецификой безопасности, регламентации технических и спортивных составляющих, менеджмента и маркетинга.

Потребность в обучении менеджеров автоспорта назрела давно?

Безусловно. Потребность учиться есть всегда. Особенно у целеустремленных людей, которые постоянно развивают свои компетенции. Жизнь как гонка. Здесь некогда останавливаться на достигнутом. А автоспортивные компетенции – это совокупность знаний, умений и навыков работы в профессиональном автомобильном спорте, где знания в форме систематизированной информации получаются в аудитории, а умения и навыки – в школах картинга и непосредственно на гоночных трассах.

Почему в названии программы акцент делается на предпринимательство в автомобильном спорте?

Действительно, слово менеджмент в названии многих образовательных программ не вызывает дополнительных вопросов, хотя они есть. Прежде всего, на понимании разницы между управлением и администрированием. Почему предпринимательство? Потому что автомобильный спорт – это один из самых затратных видов спорта в мире. Для начального этапа необходимы значительные затраты – вступительные взносы на соревнования, транспортные расходы, затраты на бензин, аренду трасс, ремонт. Это если рассуждать с точки зрения гонщика. С точки зрения организатора – как извлечь прибыль из автоспортивного мероприятия и соблюсти полную социальную ответственность за безопасность гонщиков, персонала и зрителей. Зрители должны захотеть смотреть на этот вид развлечений. Это особенности новых задач менеджмента автоспортом.

Что Вы вкладываете в данное понятие автоспортивной культуры?

В России 53 млн единиц автомобильной техники. Однако, из общего числа покупателей автомобилей, лишь 5% интересуются автомобильным спортом, поскольку он не доступен и не понятен широкому кругу лиц. Для большинства обывателей – это езда по кругу. Для профессионалов – это стратегия, тактика, конкурентный анализ, гибкое мышление, предпринимательский риск, бизнес-процесс и аналитика, статистика. Вот для широкого понимания глубин автоспорта и необходимо формирование автоспортивной культуры у каждого автомобилиста. Чтобы люди обучались автоспорту. Изначально автолюбитель не ставит перед собой цели занятия профессиональным спортом, однако различные программы, в частности, по контраварийной подготовке, могли бы повысить качество автомобильной культуры. Помимо этого, развитие автоспорта в России может помочь решить одну из основных проблем в стране, а именно – слишком высокий уровень инцидентов на дороге по сравнению со многими другими странами. Автоспортивная культура – это форма организационного поведения гонщиков, гоночной команды, маршалов, стафф-персонала трассы, судей, поклонников автоспорта и всех других представителей профессионального сообщества.

Почему вы отдали предпочтение именно автоспорту?

Так сложилось. В одно из майских воскресений 2001 года по каналу РТР шел анонс Гран-при Монако «Формулы-1». Я сел и начал его смотреть.  Неудачи McLaren уже на старте и дубль Ferrari как то сразу подтолкнули болеть за «красных». Особую роль сыграл комментарий-погружение в мир правил и стратегий команд от Алексея Попова, это факт. Иными словами,  увлечение прижилось. Много позже на крутом мероприятии Moscow City Racing я впервые увидел звезд автоспорта «живьем» и смог с ними пообщаться.  Ральф Шумахер, Жан Алези, Владимир Чагин и множество других оказались очень интересными собеседниками. Затем был первый Гран-при России в Сочи 2014 года. Первый! Самый лучший и самый незабываемый! Россия ждала этого этапа очень долго. Последующий калейдоскоп событий - Formula E, Russian Motorsport Forum, этапы «Формулы 1» в разных городах познакомили меня с Марком Подольским, Михаилом Горбачевым, Оксаной Косаченко, Владимиром Чагиным, Сергеем Воробьевым. Тогда же постепенно сформировались мои научные интересы и темы исследований в автоспорте.  

За кого из гонщиков вы сейчас болеете?

Скажем так, болею за автоспорт в целом. Поддерживаю наших российских пилотов: Даниила Квята, Виталия Петрова, Сергея Сироткина, Михаила Алешина. Настоящий кайф получаю от баталий Роберта Шварцмана и Мика Шумахера в «Формуле-2». По внутренним ощущениям – это мой 2001 год и борьба Мики Хаккинена и Михаэля Шумахера. Горжусь и слежу за успехами «Камаз-Мастер». Все автогонщики  – это легенды. Потому что они рискуют самым дорогим – жизнью. Автоспорт – самый опасный вид спорта. Возможно, он этим и привлекает. А еще автоспорт  – это, в первую очередь, люди! Люди в шлемах и комбинезонах, за которыми скрывается уникальная жизненная история!

Режим занятий Один вебинар в неделю с 18.50 до 22.00, три периода очного обучения один раз в месяц по 3 дня (четверг-суббота с 10.00 до 17.00)