Институт комплаенса и этики бизнеса

 

Задать вопрос

«Комплаенс-сообщество: человеку нужен человек»

6 октября на площадке Центра культур НИУ ВШЭ состоялась долгожданная конференция «Комплаенс в эпоху технологий: искусство находить равновесие» и церемония награждения победителей премии «Комплаенс – 2023».

«Комплаенс-сообщество: человеку нужен человек»

В этом году при поддержке Ассоциации этики бизнеса и КСО (RBEN), а также Группы Московская биржа организатором мероприятий впервые выступил Институт комплаенса и этики бизнеса Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, под руководством директора по комплаенс и этике бизнеса ПАО Московская Биржа, директора Института Грековой Ирины Юрьевны обеспечивший, несмотря на новый для себя опыт и отдельные возникавшие сложности, высокий уровень проведения Конференции и Премии – работы по формированию темы и повестки (программы), ведению коммуникаций, подготовке печатных материалов, контентному наполнению, взаимодействию со спикерами, координации деятельности Экспертного совета в ходе определения номинантов, иным организационно-техническим мероприятиям.

В качестве информационных партнеров мероприятия сопровождали Федеральная служба по финансовому мониторингу, ООО «ПРОКОМПЛАЕНС», CSI Group, Информационное агентство Интерфакс, Финансовая платформа Финуслуги (Группа Московская Биржа), Центр комплаенс-решений Compliance Elements и юридическая фирма «Verba Legal».

В то же время, площадка Конференции объединила более 300 экспертов в сфере комплаенс из России и стран СНГ – представителей регуляторов и крупнейших отечественных компаний, а также научного и профессионального сообществ. Так, обсудить актуальные вопросы развития института комплаенса с учетом текущей обстановки в этот день пришли коллеги из Минфина России, Росфинмониторинга
и ФАС России, НИУ ВШЭ, RBEN, Ассоциации комплаенс и деловой этики (Республика Казахстан), НЛМК, CSI Group, Московской биржи, Chiesi, АНО «Инфокультура», Московской дирекции транспортного обслуживания, других компаний и сообществ.

За неполные 9 часов при участии приглашенных экспертов поговорили о тенденциях изменения института комплаенс в условиях «разворота на Восток», кибербезопасности, этике и практических аспектах применения искусственного интеллекта, развитии комплаенс-сообщества и комплаенс-образования, а также поздравили заслуженных победителей Премии.

Открыл Конференцию ординарный профессор, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, председатель Экспертного совета по профессиональным квалификациям Комитета государственной думы по науке и высшему образованию, Член Совета Российской ассоциации бизнес-образования Кузнецов Дмитрий Левонович. Он поприветствовал участников Конференции, кратко рассказал о становлении и развитии Института комплаенса и этики бизнеса, его успехах и стратегических планах, преемственной роли в организации данных мероприятий, а также учениках и выпускниках, поблагодарив последних за вклад в развитие комплаенс-сообщества в России.

Участников Конференции приветствовала и региональный директор по России и СНГ International Compliance Association (ICA), президент International Compliance Services (ICS) Пустовалова Екатерина Юрьевна – она рассказала о заложенной в 2011 году International Compliance Services (ICS) традиции для комплаенс-сообщества России и стран СНГ проводить ежегодные конференции и премии. 

После этого директор по комплаенс и этике бизнеса ПАО Московская Биржа, директор Института комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ Грекова Ирина Юрьевна прокомментировала выбор темы мероприятия и обозначила актуальность повестки, дав старт началу Конференции.

Темой первой панели, модератором которой выступила административный руководитель программы Executive Master «Бизнес с Китаем: организационно-правовое и финансовое сопровождение» НИУ ВШЭ, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Помозова Наталья Борисовна, стала «Поворот на Восток: Комплаенс в период трансформации экономики многополярного мира».

Участники обсудили основные векторы изменения комплаенс-среды в России, международный опыт и перспективы развития отечественной практики антимонопольного комплаенса, отдельные аспекты санкционного регулирования, проводимую Росфинмониторингом работу в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иные актуальные вопросы.

 

Так, старший юрист юридической фирмы «Городисский и партнеры» Румянцев Станислав Андреевич рассказал о недавних изменениях законодательства в области персональных данных, отметив, в частности, экс-территориальное действие Федерального закона «О персональных данных», непосредственно влияющего на иностранных инвесторов и IT-компании, реализующие проекты в России, несмотря на отсутствие офисов в этой юрисдикции.

 

В свою очередь, независимый эксперт по вопросам добропорядочности и международной борьбы с коррупцией Самохина Любовь Юрьевна обратила внимание, что нормативно-правовая база по антикоррупционному комплаенсу остается стабильной, а его роль в корпоративном управлении скорее всего возрастет применительно к тем компаниям, которые принимают или собираются принять участие в масштабных проектах государственно-частного партнерства в нашей стране.

 

Заместитель директора Департамента контроля за внешними ограничениями Минфина России Кику Дмитрий Владимирович же подчеркнул существенное изменение цели санкционного комплаенс-контроля: «Если у комплаенс-контроля раньше была цель – снизить риск введения санкций, то сейчас – скорее нивелировать ограничения в части платежей, выбора поставщиков, логистики и рынков сбыта продукции. Поэтому также необходимо менять мышление юристов и способы представления интересов российский лиц – от защиты к креативу, к проактивной позиции».

После непродолжительного перерыва, где участники Конференции смогли осмыслить и обсудить услышанное, началась вторая панель, посвященная вопросам комплаенса, искусственного интеллекта, а также кибербезопасности, и сопровождаемая Пак Ларисой Владимировной – руководителем Legal and General Compliance Mizuho Bank, главным экспертом Института комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ.

 

Приглашенные гости обсудили примеры, риски применения и подходы к регулированию ADM-систем, практический опыт принятия комплаенс-решений на основе данных, использование GPT-моделей для решения рутинных комплаенс-задач на примере кейса Московской биржи, а также применение искусственного интеллекта в процессах выявления, оценки риска и проведения расследований неправомерных практик на финансовых рынках, иные вопросы.

При этом, как отметил Каширин Даниил  Олегович, генеральный директор ООО «Прокомплаенс»: «Искусственный интеллект – партнер комплаенс-офицера».

 

CEO компании «Privacy Advocates», соучредитель «Сообщества профессионалов в области приватности» (RPPA) Алексей Мунтян же выразил мнение, что лучший способ снизить риски информационной приватности при использовании технологий искусственного интеллекта – это не создавать такие риски.

 

Обсуждаемые темы вызвали повышенный интерес у зрителей – участники активно задавали вопросы выступающим через чат Конференции.

 

Во время второй панели успели провести и 2 опроса: относительно основных рисков внедрения технологий искусственного интеллекта большинство участников отметили конфиденциальность данных и иные риски кибербезопасности, а также дискриминационные и иные социально-общественные риски. В то же время, в части основных комплаенс-вызовов внедрения технологий искусственного интеллекта зрители обратили внимание на качество данных (полнота, актуальность и т.д.), отсутствие специального нормативного регулирования и этические вопросы.

 

Третья панель была объединена темой развития профессионального комплаенс-сообщества. Модератором панели выступила управляющий партнер Центра комплаенс-решений Compliance Elements, директор по развитию RBEN Хоменко Маргарита Владимировна. Совместно с доцентом департамента менеджмента, научным сотрудником Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и директором RBEN Максимом Сторчевым они представили опыт RBEN в развитии российского комплаенс-сообщества, а также раскрыли стратегию развития ассоциации на 2024 – 2025 годы

Помимо этого, приглашенные гости осветили кейс НЛМК в части использования RBEN как площадки для решения бизнес-задач, особенности развития комплаенс-сообщества в Республике Казахстан (в контексте основных трендов и связи с законодательной средой), поговорили о роли профессионального сообщества в формировании стандартов антикоррупционной деятельности в организациях, способах противодействия социальной инженерии в бизнесе, а также точках взаимодействия комплаенс-сообщества и других актуальных вопросах.

 

«Профессиональные сообщества играют ключевую роль в формировании антикоррупционной практики и должны принимать активное участие в выработке мер по совершенствованию законодательства» – отметил в ходе своего выступления директор Научно-учебного центра противодействия коррупции РАНХиГС, председатель Совета ТПП России по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «МДТО» Русецкий Александр Евгеньевич.

 

А Понаморенко Владислав Евгеньевич, научный руководитель Института комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ, подчеркнул, что интеграционный вектор комплаенс-культуры предполагает сближение подходов национальных комплаенс-сообществ к пониманию и внедрению международных стандартов, способствуя, в свою очередь, улучшению наднациональной оценки стран (прежде всего по линии ФАТФ и РГТФ) как точки входа в их международную репутацию.

В завершение, после непродолжительной лотереи-розыгрыша призов, предоставленных партнерами, все присутствующие приняли участие в торжественной церемонии награждения победителей премии «Комплаенс – 2023», где под звуки аккомпанемента приглашенных музыкантов заслуженные награды, врученные членами Экспертного совета Премии, нашли своих 16 героев в лице:

  • АО «Альфа-Банк» (за продвижение принципов комплаенс в бизнес-сообществе);
  • АО «РУСАЛ Менеджмент» (за организацию эффективной программы комплаенс);
  • Группы «Московская Биржа» (за развитие культуры доверия на финансовом рынке);
  • АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания» (за внедрение стандартизированных подходов в области комплаенс в госсекторе);
  • Ассоциации устойчивого развития промышленности (за популяризацию принципов комплаенс в промышленном секторе);
  • Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (за значительный вклад в развитие образования в сфере комплаенс);
  • Учебно-методического центра ФАС России (за развитие профессии и образовательных программ в сфере комплаенс);
  • Вячеслава Андрюшина, ПАО «Московская биржа» (за активное внедрение лучших практик в сфере этики бизнеса);
  • Даурена Акшалова, Ассоциация комплаенс и деловой этики (Республика Казахстан) (за продвижение законодательных инициатив в сфере комплаенс в странах СНГ);
  • Екатерины Арис, Зетта Страхование (за внедрение лучших комплаенс-практик в финансовом секторе);
  • Лилии Ахмайзяновой, ООО «Бэст Прайс» (за яркий старт в профессии);
  • Олега Бартосевича, независимого эксперта (Республика Беларусь) (за эффективное внедрение комплаенс-практик в финансовом секторе);
  • Екатерины Болдыревой, НИПИГАЗ (за эффективное внедрение комплаенс-практик в нефинансовом секторе);
  • Тимура Мусина, BTS Digital Ventures (за лидерство в комплаенс в fintech);
  • Наталии Соломатиной, МГТС (за активную личную позицию по внедрению комплаенс-практик);
  • Тимура Тухватуллина, АНО «МДТО» (за развитие профессии и образовательных программ в сфере комплаенс).

Институт комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ от лица организатора Конференции и Премии благодарит участников, спикеров, партнеров, технических специалистов, волонтеров – всех, кто сделал эти мероприятия такими, какими они останутся в нашей памяти!