Институт комплаенса и этики бизнеса

 

Задать вопрос

Интервью с Екатериной Пустоваловой, региональным директором по России и СНГ ICA, Fellow ICA, президентом ICS

Интервью с Екатериной Пустоваловой, региональным директором по России и СНГ ICA, Fellow ICA, президентом ICS

Институт комплаенса и этики бизнеса НИУ ВШЭ рад предоставить интервью с человеком, который внес неоценимый вклад в развитие комплаенса, Екатериной Пустоваловой. Это возможность из первых уст узнать про развитие комплаенс в России.

Интервью с Пустоваловой Екатериной, региональным директором по России и СНГ International Compliance Association (ICA), Fellow ICA; президентом International Compliance Services (ICS) провел Андрюшин Вячеслав, руководитель направления этики бизнеса ПАО Московская биржа, директор по направлению «финансовые рынки» Ассоциации этики бизнеса и КСО (RBEN):

Пустовалова Екатерина

Региональный директор по России и СНГ International Compliance Association (ICA), Fellow ICA;

Андрюшин Вячеслав

Руководитель направления этики бизнеса ПАО Московская биржа

Директор по направлению «финансовые рынки» Ассоциации этики бизнеса и КСО (RBEN)

РАСШИФРОВКА ИНТЕРВЬЮ:

  1. Екатерина, сейчас ваше имя неразрывно связано с комплаенс, но, как и многие наши читатели, вы когда-то были студентом и только начинали свой путь. Расскажите, как вы вообще попали в сферу комплаенс?

После окончания лицея энерго-физического профиля я получила высшее техническое образование по специальности электрические и электронные аппараты. Параллельно получила второе высшее образование – юридическое, и позже окончила магистратуру и защитила кандидатскую диссертацию по юриспруденции. У меня успешно складывалась карьера. Я занималась корпоративным управлением, правом, управлением юридической функцией, реструктуризацией активов, антикризисным управлением. В 2006-2008 гг я была членом Правления ОКЮР, и в той роли часто модерировала мероприятия для руководителей юридических служб. И вот, начиная с 2007 года, то есть 15 лет назад, на форумах стало все чаще звучать новое слово комплаенс. Мне захотелось разобраться. Я с единомышленниками сделала исследование по теме комплаенс «Юристы в зоне риска. Юридическая функция в корпорации сквозь призму риск-менеджмента». Результаты исследования были захватывающими: единого понимания не было, тема набирала обороты не только в России, но и на международном уровне. И я ушла из энергетического холдинга с позиции Вице-президента по правовым вопросам и стала развивать комплаенс. Так начался мой путь и новый профессиональный этап жизни.

 

  1. В 2010 возникла ваша компания ICS, затем появилось «Пространство комплаенс». Какие вы тогда цели ставили перед собой? Что удалось реализовать?

Глобальная цель, которую я себе поставила, - это сформировать в России и странах СНГ институт комплаенс, профессию комплаенс-менеджера. И для этого первой задачей было создать экспертизу по комплаенс. Для этого я стала эксклюзивным партнером Международной комплаенс-ассоциации (ICA), которая, в партнерстве с Манчестерской бизнес школой, с 2001 года проводила по всему миру международные квалификационные программы для специалистов по комплаенс-менеджменту по разработанным стандартам компетенции. Так появилась компания ICS. С 2010 года более 1200 специалистов в России и странах СНГ стали сертифицированными профессионалами по комплаенс, в мире таких сертифицированных специалистов более 150 тысяч. Наши выпускники успешно внедряют комплаенс-системы в компаниях, гос.органах; формируют регуляторную среду по комплаенс, входят в руководство профессиональных и отраслевых некоммерческих организаций; реализуют профильные образовательные программы в ВУЗах.

Комплаенс-комьюнити уверенно расширялось, и с 2011 года мы ежегодно проводили трендовые конференции и вручали Премии за достижения в сфере комплаенс.

Следующей задачей развития института комплаенс было участие от Российской Федерации в разработке международных стандартов ISO по комплаенс-менеджменту и запуск сертификации уже организаций. Это был своевременный логичный шаг. С одной стороны, назрела унификация лучших практик, требований международных организаций и законодательства разных юрисдикций по отдельным направлениям комплаенс –легализации доходов, полученных преступным путем, предикатным направлениям – коррупции, незаконных сделок с инсайдерской информацией и манипулированием рынком и др. С другой стороны, требовалась независимая оценка и признание приложенных усилий, достижений компаний по внедрению систем комплаенс-менеджмента, подтверждение, что комплаенс-команда хорошо выполнила свою работу. Эта задача также была успешно реализована. В 2016 году Сбербанк стал первой сертифицированной ICA российской компанией.

На следующем этапе было создано Пространство комплаенс - информационно-диалоговая площадка, новый формат общения специалистов и всех заинтересованных в тематике. Целью было дальнейшее развитие института комплаенс. В Пространство комплаенс были переданы ежегодная Премия и конференция. Появились Митапы, Q&A мероприятия, Рабочие встречи для ограниченного круга участников с раскрытием информации на условиях взаимности и конфиденциальности, программа менторства. Были реализованы интересные проекты, например, участие в «Путь Профи» для студентов.

 

  1. Можно сказать, что ваш проект по развитию комплаенс в России живет уже 15 лет. Видите ли вы изменения в уровне зрелости комплаенс в российских организациях? Изменилось ли профессиональное сообщество и ваши личные цели за эти годы?

Я вижу и горжусь позитивными изменениями за прошедшие 15 лет. Уровень зрелости систем комплаенс-менеджмента в компаниях, которые в этой теме более 7 лет, очень высок. Это подтверждается и внешними независимыми оценками, и яркими достижениями более 80 лауреатов Премии по комплаенс. Профессиональное сообщество существенно разрослось. Специалисты поддерживают, вдохновляют, обогащают опыт друг друга, неформально общаются. Это очень круто!

Мои личные цели? Да, изменились) 15 прошедших лет – хороший срок для завершения реализации значимого проекта) Я считаю, что глобальная цель, которую я перед собой ставила, - сформировать в России и странах СНГ институт комплаенс, профессию комплаенс-менеджера, успешно достигнута. Дальнейшее развитие пойдет по - накатанной, мое деятельное участие уже не требуется) Когда твое дело не замкнуто на тебя, будет жить и развиваться дальше, это, на мой взгляд, и есть истинное достижение, успех! У меня были лучшие уникальные учителя из разных стран по построению и оценке систем комплаенс-менеджмента. Мне интересно сфокусироваться на адресных проектах для конкретных компаний. Контекст меняется и будут лидировать те компании, которые готовы его видеть широко и действовать сегодня, понимая, что результаты будут в будущем. Я также сформировала для себя несколько гипотез по моему дальнейшему треку и буду их тестировать в скором будущем.

 

  1. Расскажите, как пришла идея о сотрудничестве с ВШЭ? Что запланировано?

Мы обсуждали с членами Экспертного Совета Премии по комплаенс, что 10 лет, которые мы проводили конференцию и Премию, - хороший срок, юбилей), и дальше нужно развитие, свежий ветер, изменения, возможно трансформация. Рассматривали разные варианты.

Я уже несколько лет сотрудничаю с ВШЭ, провожу занятия в рамках образовательных программ по комплаенс. С удовольствием наблюдаю за их развитием. Программы по комплаенс в ВШЭ возглавляют наши выпускники первых потоков программ ICA - Сертифицированные профессионалы по комплаенс-менеджменту: Ирина Грекова, Лариса Пак, Дмитрий Хейло. Ирина является Лауреатом Премии «Комплаенс 2020» за развитие образовательных программ в сфере комплаенс. В ВШЭ сегодня сформирована сильная экспертиза по комплаенс, и деятельность не ограничивается образовательными программами.

В дальнейшем развитии Премии и конференции по комплаенс, есть 2 ключевых аспекта: ответственность и доверие. Президент ICA всегда мне говорил «Kate, it’s all about people». Поэтому мы передаем эти прекрасные инициативы в ВШЭ. Я уверена, что Ирина, которая с нами была у истоков развития комплаенс, разделяет наши ценности, лично знает многих из комплаенс-комьюнити, сильный лидер и имеет много личных достижений, принимает ответственность перед яркими Лауреатами Премии прошлых лет и более чем 2,5 тыс. комплаенс-профессионалов нашего сообщества, будет отличным руководителем ежегодной Премии и конференции по комплаенс.

 

  1. Изменится ли концепция конференции и премии в 2023 году? Вы будете участвовать?

В этом году концепция конференции и Премии не изменится. Мы подписали Соглашение с ВШЭ, в котором оговорили все важные аспекты преемственности, сохранения истории, концепции, подхода. Я буду помогать в 2023 году в проведении Конференции и Премии. Но, честно говоря, уверена, что команда Ирины и самостоятельно прекрасно справится. Ирина выступала на прошлой 10-й юбилейной конференции, прошла как спикер весь путь ее подготовки. По Премии она прошла весь путь как Претендент, который стал Лауреатом.

 

  1. Чем для вас является передача этих проектов в ВШЭ? Запланированы ли новые?

Для меня передача Премии и конференции в ВШЭ – радость и гордость, и еще это очень символично) прослеживается аналогия с моими детьми. Ребенок вырос, он классный, и идет дальше своим путем. При этом неразрывная теплая связь остается, как и готовность быть рядом и поддержать при необходимости. Новые проекты здесь и сейчас не запланированы, я с интересом смотрю в будущее)

 

Следите за нашими новостями! Скоро мы вас обрадуем информацией о конференции и премии по комплаенсу.