Институт спортивного менеджмента и права

 

Задать вопрос

Рустам Махмутов: "Главное - всегда иметь мотивацию"

Коммерческий директор ФК «Спартак», выпускник Вышки Рустам Махмутов дал развернутое интервью руководителю программы «Спортивный маркетинг и брендинг: практический курс» Алексею Савуле.

Рустам Махмутов: "Главное - всегда иметь мотивацию"

•    Вы и сами обучались в «Вышке», где изучали курс спортивного менеджмента. Расскажите о том времени. Насколько полезными и новыми были для вас полученные знания?
Это был второй набор 2016-2017 г. по программе HSE/FIFA/CIES «Спортивный менеджмент / Executive Programme in Sports Management». На тот момент я работал в консалтинговой компании KPMG и искал возможности попробовать свои силы в спортивной сфере. Эта программа стала источником специализированных знаний о спорте и понимания его структуры в целом, что важно для поиска себя в спорте. Также она оказалась очень полезной в рамках получения дополнительных контактов в сфере спорта.

•    Вы пять лет работали в консалтинге, затем в букмекерской компании. Как состоялся Ваш переход в спортивную сферу?
В 2019 году в букмекерской компании BetBoom освободилась вакансия руководителя отдела спонсорства. Там работало много моих друзей, которые знали, что я искал возможности попробовать свои силы в спортивной сфере. С учетом позиции, которая включала в себя слияние спорта и бизнеса, а также того, что я мог использовать там свои профессиональные навыки и мне было это интересно, ребята предложили присоединиться к их команде.

•    С учетом всех сегодняшних возможностей, каким Вы видите идеальный карьерный путь до позиции топ-менеджера спортивного клуба? Кем и в каких сферах он должен поработать, какой опыт получить, какими знаниями обладать?
Идеального, правильного пути нет. Если вам интересна спортивная сфера, то всегда нужно искать возможности в ней оказаться. У каждого свой путь, но я искренне считаю, что, если есть желание и набор определенных навыков — вы можете попробовать свои силы здесь. Это непростой, не быстрый путь, но он того стоит. Главное — всегда иметь мотивацию, ставить большие цели и развиваться в своей профессии.

•    Вы признавались, что являетесь болельщиком «Спартака» с 1996-го года. На первый взгляд, это кажется преимуществом, ведь Вы искренне переживаете за то, что делаете и стремитесь принести пользу любимом клубу. Но, с другой стороны, это и дополнительная эмоциональная нагрузка. Думали когда-нибудь о том, что возможно, в другом клубе вам было бы проще работать?
Отличное знание истории, прошлого и настоящего Клуба дают больше возможностей для правильного понимания и выстраивания направлений, которые есть в коммерческом департаменте. Надо делать свою работу со всей душой и профессионально вне зависимости от места работы. Конечно, то, что я являюсь болельщиком «Спартака» - это дополнительная ответственность, но главное здесь — профессионализм и грамотный подход к делу. Насчет других клубов — я никогда об этом не думал, хотя предложения о работе были.

•    Какие цели поставило перед вами руководство? Удалось ли их выполнить?
Их достаточно много, но если говорить глобально, то перед началом каждого сезона формируются сезонные KPI, которые нужно выполнять. Они включают в себя показатели посещаемости домашних матчей, привлечение коммерческих партнеров, увеличение базы болельщиков, увеличение количества аудиторных показателей (сайт, приложение, социальные сети) и многое другое.

•    Чем отличается работа коммерческого директора в футбольном клубе, скажем от работы коммерческого директора в букмекерской компании?
В букмекерской компании я выстраивал работу с клубами, федерациями, турнирами, занимался ТВ-рекламой, взаимодействовал с амбассадорами бренда, реализовывал самые разные проекты. Ключевая разница является в том, что в букмекерской компании я был на стороне заказчика, а в футбольном клубе я на стороне исполнителя. Опыт работы в букмекерской компании заложил одно из главных пониманий деятельности коммерческого департамента: как нужно взаимодействовать с потенциальными партнерами, чтобы заключить контракт, а затем всё это превратилось в многолетнюю, продуктивную совместную работу.

•    Что Вам больше всего нравится, а что не нравится в работе коммерческого директора футбольного клуба?
Есть задачи, которые нужно выполнять — это работа, тем более работа, которую я люблю — поэтому вопрос «что не нравится» не стоит вообще. Драйв, разнообразие задач, тем более с учетом внешних и внутренних обстоятельств – процесс доставляет удовольствие.

•    В «Спартаке» Вы пытались взаимодействовать с зарубежной аудиторией (например, активно развивали Тик-Ток). Что из этого получилось? Считаете ли Вы необходимым продолжать работу в данном направлении при текущих обстоятельствах?
В декабре 2021 года аккаунт «Спартака» в Tik-Tok стал самым популярным среди всех мировых спортивных клубов. Были случаи, когда в Европе на сборы «Спартака» приезжали школьники, которые были подписаны на наш Tik-Tok. Задачу по росту популярности бренда в Европе клуб достигал в том числе за счет ведения Tik-Tok’a и англоязычного аккаунта в Twitter, где не раз твиты получали мировые охваты и цитировались экспертами из мира футбола.

•    Каким проектом или каким достижением за время работы в «Спартаке» вы особенно гордитесь?
Стараюсь не думать, о том, что получилось сделать, а сразу смотреть дальше и пытаться сделать лучше. В спорте все работает очень быстро и нет времени, чтобы оглядываться назад. Хочется из раза в раз становиться лучше и профессионально расти, как клуб.

•    Была ли у Вас за время работы в «Спартаке» какая-то масштабная идея, которую не удалось реализовать?
Да. Это приостановка съемок документального сериала для Netflix от Fulwell 73 — это компания, работавшая над мировыми хитами All or Nothing и Class 92.

•    Одной из главных задач коммерческого департамента является увеличение посещаемости домашних матчей. Но как мы знаем, на посещаемость (по крайней мере в России) очень сильно влияют спортивные результаты команды. Команда выигрывает – приходит больше людей, команда начинает показывать плохие результаты – посещаемость снижается. Как в этой ситуации оценить эффект от работы именно коммерческого департамента?
Отвечу так: ключевой задачей я вижу достижение высокой посещаемости вне зависимости от успешности выступления команды. Есть масса инструментов, чтобы достигать результата. Да, из года в год они меняются, но задача остается прежней. Хотя внешние факторы не учитывать нельзя.

•    Совпали ли Ваши ожидания от работы с реальностью?
Да, и в позитивную сторону. Все оказалось даже намного интереснее и привлекательней, чем казалось. А началось во многом все с Вышки.

•    Не было ли у Вас какого-то разочарования или крушения детских иллюзий после того, как Вы увидели работу любимого клуба изнутри?
Ни в коем случае. Работа в спорте — это постоянное движение вперед, развитие, прогресс. Тем более, что в «Спартаке» все выстроено на очень профессиональном уровне, я убежден, что это лучший клуб страны.

•    В чем вы видите возможности для повышения доходов футбольных клубов в России?
Проблема в том, что спорт в России нечасто рассматривается среди рекламодателей как самая эффективная площадка для рекламы. С этим приходится работать всей индустрии. Ключевой задачей вижу в увеличении эффективности для партнеров при работе с клубом — в этом заинтересованы обе стороны, и все должны относиться к партнерству с большой ответственностью — только это может двигать индустрию вперед и привлекать в профессиональный спорт большие средства. Несмотря на массу обстоятельств, небольшими шагами мы идем к этому. Но это большая работа, которая требует времени.

Рустам, спасибо большое за интервью. Очень рад тому, что ты возвращаешься в Вышку уже в качестве преподавателя моей авторской программы «Спортивный маркетинг и брендинг: практический курс» . Уверен, что для наших слушателей это будет очень полезный опыт. До встречи!