Институт спортивного менеджмента и права

 

Задать вопрос

Шахматы — это спорт, искусство и наука

Интервью с Александром Васильевичем Ткачёвым, научным руководителем программы НИУ ВШЭ «Менеджмент и предпринимательство в виде спорта шахматы».

Ткачев Александр

Ткачев Александр

Александр Васильевич, человеку со стороны может показаться, что мир шахмат консервативен и в его инфраструктуре почти ничего не меняется. Так ли это, появляются ли в шахматной сфере новые виды деятельности и профессии?

-Всё, что происходит в обыденной жизни, находит своё отражение в спорте в целом, и в шахматах, в частности. Новые виды деятельности появляются на самых разных уровнях — например, сейчас, в связи с известной ситуацией, в штат сотрудников по организации шахматного спортивного мероприятия ввели такую должность, как главный врач турнира. А ещё, кстати, появилось волонтёрское движение, про него можно много всего рассказать.

Есть известный парадоксальный тезис: «Шахматы — это спорт, искусство и наука». Прокомментируйте его, пожалуйста.

- Это ведь не сегодня и даже не вчера было сказано. Это классический тезис. Каждый, кто находит себя в шахматах как любитель или как профессионал, неважно, — самостоятельно определяет смысл шахмат и находит в них что-то своё.

Например, шахматный композитор видит в первую очередь красоту шахмат, составляет задачи: "Переход Суворова через Альпы" или "Бегство Наполеона из Москвы" — понятно, что это - искусство. Люди, профессионально занятые искусством, тоже часто увлекаются шахматами и берут из них что-то для себя. Мы знаем множество тому иллюстраций: Сергей Сергеевич Прокофьев был не последним шахматистом, Иван Сергеевич Тургенев, который постоянно играл матчи со своим соседом по усадьбе Львом Николаевичем Толстым. О картинах и живописи на тему шахмат я и не говорю, их очень много. Наверное, это и есть шахматы в искусстве, или искусство в шахматах.

Шахматы — спорт, в них важен символический ряд. Есть такие понятия, как голы, очки, секунды. И в них присутствует соревновательная деятельность, а значит, определяется лучший. Это и есть спорт со всеми его составляющими.

О шахматах как о науке можно много говорить, существует множество научных исследований с привлечением шахмат. Например, влияние шахмат на болезнь Альцгеймера. Относительно недавно в Центральном Доме Шахматиста проводился товарищеский матч между ветеранами России и Франции, как раз посвящённый данной проблематике — этот товарищеский матч был частью исследований по этой теме.

Но чего в шахматах больше, повторюсь, каждый для себя сам определяет. В общем виде можно сказать, что спорт, наука и искусство, так или иначе, включают в себя существующие виды деятельности. То есть этими тремя категориями практически всё охвачено. А с учётом того, что, как все прекрасно знают, шахматы — это маленькая модель жизни, то поэтому, наверное, все сферы жизни в шахматах присутствуют.

Шахматы – это часть мультикультуры? Как устроено международное сотрудничество, какие страны сегодня заинтересованы в шахматах и сотрудничают с Россией в этом направлении?

- Начнём с того, что ФИДЕ объединяет на сегодня 191 страну мира, это мощнейшая международная спортивная организация. Соответственно, мы со всеми не просто готовы дружить, мы и готовы, и дружим, и делимся опытом, и налаживаем культурные связи. Примером такого сотрудничества может служить товарищеский матч между юношескими сборными России и Индии, прошедший в прошлом году, в год 50-летия всемирно известных соревнований среди школьных команд «Белая ладья». В Индии и Китае сейчас наблюдается настоящий бум шахмат: недавно завершилась онлайн-олимпиада, в Индии сидели и смотрели финальный матч в прямом эфире 40000 человек. И это не только потому, что «финальный матч», но и потому, что шахматы сейчас действительно крайне популярны.

Культурные обмены всегда были, есть и будут. Сейчас активно развиваются наши турниры: например, уже упомянутая мной “Белая Ладья” с 2014 года стала международным турниром. В прошлом году в нём принимали участие представители 21 страны мира, из четырёх континентов — и с Южной Америки тоже прилетели, из Бразилии, например, — не было только Австралии.

Также мы постоянно проводим товарищеские матчи как на уровне первых сборных, так и на уровне юношеских сборных — например, с Китаем. Наши ребята, победители международных турниров — той же “Белой Ладьи”, — едут на товарищеский матч со сверстниками из Франции. И понятно, что сам товарищеский матч — не более, чем небольшая, хотя, безусловно, важная часть этого визита: ведь они же не только в шахматы играют, они посещают музеи, общаются, встречаются, обмениваются контактами.

Это если говорить о международном уровне, а давайте не забывать, что и внутри страны у нас уже не один десяток лет проводятся матчи между соседними городами, и их становится всё больше и больше. Недавно возобновили матч Москва — Санкт-Петербург, Самара играет с Саратовом, Тула играет с Калугой, Рязань играет с Тамбовом. А сейчас, когда жизнь нас поставила в такие рамки, что все ушли в интернет, и никто никуда не ездит, — так одна только шахматная школа Набережных Челнов со всем миром сыграла, и с Бразилией они играли, и с ЮАР они играли.

А с какими другими видами спорта сотрудничают шахматные организаторы?

- Да со всеми, абсолютно со всеми. Есть, например, такой необычный вид спорта, как шахбокс, комбинация шахмат и бокса. И с остальными видами спорта есть профессиональное сотрудничество. Не далее как несколько дней назад мне звонил исполнительный директор Федерации Шашек России и просил профессиональный совет по организации онлайн-матчей.

Возьмём Спартакиаду школьников. Среди представленных видов спорта шахматы есть всегда. Сейчас должны были состояться Первые Игры стран СНГ — по понятным причинам их перенесли на 2021 год, — там в перечне борьба, лёгкая атлетика, баскетбол, бокс, другие виды спорта, — и тоже шахматы. Вспомним Всемирную летнюю Универсиаду в Казани в 2013 году — то же самое: наравне с футболом, волейболом, баскетболом и ещё 32-мя видами спорта шахматы тоже были. Единственное, где пока нет шахмат, — это Олимпийские игры. Но у нас есть своя, шахматная олимпиада, которая должна пройти в Москве и Ханты-Мансийске в следующем году и в которой планируют участвовать все из 191 страны ФИДЕ.

Чему учат человека шахматы? Где применимо шахматное мышление, кроме как за доской?

- Как я уже говорил, шахматы — это модель жизни, я в этом абсолютно убеждён. Давайте представим условного маленького мальчика или маленькую девочку, которую впервые привели на занятие, которая ещё ничего не умеет, всё время бегает, прыгает. Я сам был тренером и специально работал с детьми, дошкольниками 5-6 лет. И у меня были такие дети, “с моторчиком”, когда на вопрос, как ходит конь, девочка поднимает руку, выходит из-за стола, становится на четвереньки — и пошла. Это она показала, как ходит конь. Так вот, первое, чему через определённое время учат шахматы, — это усидчивость.

Очень многие родители приходили ко мне и говорили: “Вы знаете, лучше подготовки к школе, чем шахматы, вообще не найти”. Почему? Во-первых, как я уже выше сказал, шахматы учат усидчивости. Во-вторых, нахождению в коллективе. В-третьих, самое главное, ключевое, чему учат шахматы, — прежде чем сделать ход, надо подумать. Шахматы учат из двух-трёх дорог выбирать наиболее правильную. В шахматах нельзя сделать ход назад — и в жизни то же самое. Нам, взрослым, это кажется само собой разумеющимся, но детей надо этому учить. С помощью шахмат это можно объяснить, показать в наглядной и игровой форме, ведь ни для кого не секрет, что дети воспринимаю всё лучше, когда что-то даётся именно через игровую форму.

У Ноны Терентьевны Гаприндашвили есть такое определение: человек — это стиль, а шахматы формируют стиль человека. Насколько это формирование зависит от конкретной школы шахматного мышления, есть ли различия, или это одна общая шахматная культура?

- Конечно, зависит. Есть шахматист комбинационного стиля, а есть шахматист позиционного стиля — так же и в жизни: есть холерики и сангвиники, есть люди более активные и более пассивные. Но я думаю, что здесь, скорее, обратная связь: холерик в жизни любит и более активный стиль игры, а тот, кто в жизни более закрытый и, как говорят, “сам в себе”, тот любит и соответствующие позиции в шахматах.

Эту взаимосвязь можно наблюдать на всех уровнях, и среди любителей, и среди профессионалов?

- Абсолютно на всех — по ребёнку сразу видно, какой он и каким будет его стиль игры. Ошибка многих молодых тренеров заключается в том, что они пытаются переучивать стилю, в то время как надо, наоборот, развивать те качества, которые заложены природой. Мне это напоминает, как в советское время пытались переучивать левшей, заставляли их писать правой рукой. Это неправильно, насильно мил не будешь, как известно.

Шахматы могут научить отодвигать эмоции, выполняя своё дело? И если да, то можно ли научиться этому за короткое время, или это то, чему учатся всю жизнь?

- Можно ли научиться управлять эмоциями с помощью шахмат? Мне кажется, вряд ли, потому что можно научить вести себя сдержанно, не размахивать руками или ещё что-то, но эмоции проявляют себя ещё и через выражение лица, мимику. Я ни в коем случае не отношу себя к тренерам уровня сборной страны или тех, которые тренировали и сейчас тренируют первую десятку, сотню, нет, но, безусловно, у меня были успехи, и нескольких чемпионов Европы я воспитал. И когда мои ученики играли в турнире, я, входя в зал и даже не видя, что на доске стоит, мог определить по тому, как игрок сидит, как он себя ведёт, насколько нормальная у него позиция. И никогда не ошибался, честно скажу.

Хотя и здесь бывают исключения. У меня был один человек — потрясающий, каменное лицо. Угадать, понять издалека, что происходит на доске, мне было не под силу, пока не подойдёшь, — настолько человек не выдавал абсолютно никаких эмоций, вообще никаких, настоящий сфинкс.

Начинающему организатору бывает трудно осознать свои интенции, возможности, связи, желания, слабые и сильные стороны, то, как и когда их применять. В советской околошахматной традиции значительное внимание уделялось тому, чтобы научить осознавать себя. Для вас как для научного руководителя программы важен такой подход к студентам?

- Конечно. Во-первых, я абсолютно убеждён, что двух одинаковых людей не существует, и это применительно не только к шахматам. Роль индивидуальных наборов качеств, подходов, способов решения задач — огромна, и эти качества в обязательном порядке нужно развивать и постоянно совершенствовать. Я и про себя могу сказать то же самое: для меня важно постоянное совершенствование в мелочах, сегодня сделать чуть лучше, чем вчера. Или бывает наоборот. Ты сегодня сделал чуть хуже, чем вчера, но проанализировал, понял, и завтра уже так не сделаешь. А это и есть совершенствование и поступательное движение вперёд, в этом и есть смысл, на самом деле.

Как этот подход повлиял на разработку программы?

- Моя основная идея заключается в том, чтобы человек рассказывал о том, что он делает, о том, что для него привычно. Если привычно человеку рассказывать про историю шахмат, пусть он про это и рассказывает. Это совершенно не значит, что этот же человек не может нарисовать психологический портрет шахматиста и не значит, что он не может рассказать о том, как работать с условной "звёздочкой". Но — это для меня важно — у каждого из преподавателей есть своя цель, и эта цель — не извлечение финансового благосостояния. Всем преподавателям интересно реализовываться через свою работу, заниматься любимым делом.

Какова для вас ценность этой программы?

- Я возлагаю на неё большие надежды и надеюсь, что мы создадим положительный прецедент такого образования. Ключевое в этом проекте — я уверен, что он нужен людям. А что будет — посмотрим!