Институт спортивного менеджмента и права

 

Задать вопрос

Через призму автоспорта можно анализировать самые разные моменты нашей стремительной жизни

Наш собеседник – Марк Подольский – мастер спорта СССР по автомобильному спорту, преподаватель автомобильных и автоспортивных дисциплин ведущих российских и мировых вузов, ведущий и комментатор ключевых автоспортивных мероприятий и соревнований, преподаватель образовательной программы НИУ ВШЭ «Менеджмент и предпринимательство в автоспорте».

Марк Подольский

Марк Подольский
фото из личного архива М.Подольского

Марк Семенович, Вы – голос автоспорта и человек-оркестр. Это, как говорится, медицинский факт. Расскажите о Вашем первом свидании с автоспортом?

 

Любой результативно занимавшийся авто или мотоспортом в прошлом веке вынужден был быть многогранным специалистом – механиком, инженером, менеджером. Технику и автомобили, и мотоциклы обожал с детства, но в Оренбурге, где мы жили, такого спорта практически не было. Был журнал "За рулём", потом "Чехословацкое Мотор Ревю". В конце пятидесятых вступил в "Клуб юных мотористов" при "Пионерской правде". А попробовать получилось уже в 60-х, в МГУ. И боевой конь был двухколёсный. Там же впервые пришло понимание важности решения управленческих задач, которые тогда вызывали негатив, так как  отвлекали от главного – железно-бензинового. Но вкус первых побед, гордость первых подиумов, до сих пор свежи в памяти.

 

Быть автогонщиком – это призвание, хобби, профессия?

 

Вот это – индивидуально. Особенно сегодня, когда в моторные виды спорта пришли люди, состоявшиеся в жизни и бизнесе, имеющие необходимый финансовый ресурс для реализации собственных гоночных амбиций. И со стороны прекрасно видно, когда пилот, которого мы называем "бизнес-драйвер" использует не только свои финансовые возможности для достижения высокого результата на трассе. Успех возможен при серьёзном комплексном подходе не только к одному старту, а к целому гоночному сезону. А ещё лучше – спланировать целый фрагмент гоночной карьеры, причём в обратном порядке – от результата, который вы планируете достичь, и исходя из имеющихся ресурсов.

Напомню старинный вопрос про профессиональных поэтов – это те, кто зарабатывает публикацией своих стихов на свою жизнь. У нас появились люди, которые зарабатывают на жизнь гоночным ремеслом и таких возможностей теперь несколько. Но без призвания показать высоких результатов не получится. Приятно, что и тех, для кого автоспорт – хобби, сегодня стало достаточно много.

 

Чем для Вас является автоспорт?

 

Без преувеличения можно сказать – жизнь. Это, прежде всего, профессиональный багаж, который даже сегодня, в очень непростое время, позволяет поддерживать собственное благосостояние. Это фантастический по широте мир современной гоночной техники, доступной и нашим гонщикам и командам, который держит в тонусе, заставляя учиться. Это добрые друзья, с которыми есть о чём поговорить и о чём вспомнить. И эти друзья-однополчане разбросаны по всему миру. Через призму автоспорта можно анализировать самые разные социальные, технологические, экономические и даже психологические моменты нашей стремительной жизни.

 

У такого многостороннего человека наверняка множество увлечений? Расскажите о них подробнее?

 

Коварство автоспорта – он пожирает всё твоё время и делает это безжалостно и постоянно. Правда, в ответ получаешь яркую, насыщенную событиями жизнь. Скудные остатки с удовольствием трачу на путешествия. И по просторам нашей красивейшей и необъятной Родины и по другим уголкам планеты. Супруга приучила к аудиокнигам - очень удобно, можно путешествуя даже за рулём погружаться в литературу. Интерес вызывают исторические произведения, до конца неизвестные годы даже самого недавнего прошлого нашей страны. Очень многое начинает выглядеть совсем иначе, чем было описано в наших школьных учебниках. Хотелось бы ещё фото-видео освоить на следующем уровне…

 

Музыку слушаете? Остается время на концерты и театры?

 

Здесь я старомоден, люблю классику, мелодические произведения, джаз. Металла видимо хватает в гоночной реальности. На концерты и в театры удавалось выбираться до пандемии не очень часто, но раз в месяц – минимум, который был доступен. Современный театр очень неоднороден и далеко не всегда современное прочтение даже классических произведений дарит тот необходимый запас душевной энергии и тепла для успешного противостояния каждодневной серости.

  

Марк Семенович, у Вас колоссальный преподавательский опыт. Вы даже обучали в Перу. Насколько важен кадровый вопрос для российского автоспорта?

 

Переоценить важность кадрового вопроса для российского автоспорта невозможно. К сожалению, не удалось сохранить комплекс образовательных программ в МАДИ, заложенный ещё Леонидом Леонидовичем Афанасьевым в конце 70-х начале 80-х годов. В определённом смысле мы тогда шли в ногу с мировым уровнем образования в сфере автоспорта. Учебные программы касались инженерных вопросов конструирования спортивных и гоночных автомобилей, их настройки под конкретных пилотов и условия соревнований, строительства гоночных трасс со всеми нюансами уникальных сооружений. В дипломные работы специализации «Автомобильный спорт» уже тогда входил организационный раздел, который позже мы переименовали в управленческий. Сегодня развитие отечественных моторных видов спорта существенно сдерживается отсутствием профессионалов по всем специализациям. Международный проект "Формула Студент" и его производные отлично обозначают проблематику этого направления специального и высшего образования, но не могут заменить того, что должна давать вся система образования в целом. Автоспорту, да и мото, и водномоторному спорту крайне нужны высококвалифицированные механики, инженеры. Но все они будут работать эффективно только под руководством профессиональных управленцев, которые должны ещё и правильно организовать экономическую составляющую процесса с соблюдением всех юридических нюансов. Ну и невозможно переоценить важность личности тренеров для подготовки пилотов. А настоящих профессионалов и здесь пока не так много, к сожалению.

 

Одной строкой: российский автоспорт – какой он?

 

Он – живой, мощный, бурлящий, порой непредсказуемый, но неиссякаемый и азартный. Он ещё активно развивается, далёк от своей вершины и требует самых разных, но заботливых и любящих родителей.

 

Управление гоночными автомобилями, создание профессиональных гоночных команд, сотрудничество со звездами, комментирование ключевых автоспортивных мероприятий и соревнований. Расскажите наиболее запоминающуюся историю из Вашей карьеры.

 

Хотелось бы поделиться многим из довольно продолжительной и насыщенной жизни…

Управление гоночным автомобилем это восторг. И когда это гоночная формула на сликах и с "граунд эффектом" и когда это Кэмел Трофический Ленд Ровер переезжает вброд реку Лену… коротко словами этого не передать. Бизнес по созданию профессиональной команды – это увлекательное дело совершенно другого рода, но не менее захватывающее и эмоциональное.

Но наверно, одним из ярких моментов был момент, когда комментируя гонки РСКГ несколько лет назад, я почувствовал, что полностью погрузился в происходящее и участвую в заезде, хотя вместо гоночного автомобиля у меня лишь микрофон. Азарт и энергия борьбы пилотов на трассе настолько захлестнула… Так что с пенсией придётся погодить.

 

Ваше подрастающее поколение: любят ли они автомобили так, как любите их Вы?

 

У меня 4 дочки, 5 внуков и пара правнучек. Две дочери связали свою жизнь с автомобилями профессионально, хотя и не с автоспортом. А вот младший внук уже щеголяет в гоночном комбинезоне Феррари (из Керпена) и с удовольствием приезжает со своими родителями и братьями-сёстрами на гонки послушать голос деда.

 

В Facebook у Вас более 2000 подписчиков – автогонщиков и автолюбителей. Вы настоящий автомобильный авторитет! Ваши пожелания, Марк Семенович.

Мне всю жизнь везло на хороших педагогов и наставников. Везло на соперников и коллег. В самых разных областях моторных видов спорта. Есть несколько ветвей спорта на ретро и классических автомобилях, мой любимый фестиваль "Моторы войны", мой любимый детский автоспорт – всем желаю, что бы все мы смогли стать полезными и эффективными для большой армии людей создающих то, что называется современный автомобильный спорт, спорт моторов.

 

Беседовал научный руководитель программы

«Менеджмент и предпринимательство в автоспорте»

Андрей Ильин