Институт спортивного менеджмента и права

 

Задать вопрос

ОТКРЫВАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ АВТОСПОРТ!

Сергей Ушаков – один из основателей Российской автомобильной федерации, член спортивных комиссий международной федерации автоспорта FIA и РАФ, преподаватель образовательного модуля «Организация и проведение автомобильных соревнований» программы «Менеджмент и предпринимательство в автоспорте» в Вышке.

ОТКРЫВАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ АВТОСПОРТ!

фото из архива С.Ушакова

Сергей Викторович, по мнению многих, вы в  Российской автомобильной федерации были всегда. Чем был обусловлен ваш выбор?

- По диплому – я инженер-конструктор, а в автоспорт попал благодаря цепи случайностей. Уйдя в академический отпуск во время учебы в Московском автодорожном институте, я попал на Полигон МАДИ. Там находилась Лаборатория скоростных автомобилей, где занимались автоспортом студенты МАДИ. Я вместе со ставшим известным позднее художником Александром Захаровым, стал механиком у МАДИйского гонщика – студента Александра Клопичева и выезжал с ним на гонки в Ригу и Ленинград. Так я заразился «бензиновой лихорадкой». После окончания института работал инженером, одновременно помогал Клопичеву, работавшему после МАДИ  начальником СТО Уфимского моторостроительного завода, готовить автомобили к гонкам. Позже, Клопичев, перешедший на работу в ЦК ДОСААФ в качестве старшего тренера по автоспорту переманил меня в 1981 году с инженерной работы на работу с людьми – на должность Ответственного секретаря Федерации автоспорта СССР. А люди в федерации и автоспорте в целом были невероятно интересными: Председатель ФАС СССР – профессор Л.Л. Афанасьев, профессор М.В. Залетаев, главный тренер (и мой учитель) В.Ф. Лапин и огромное множество других уникальных личностей. Я не пробовал и не хотел садиться за руль гоночного автомобиля, понимая, что не смогу конкурировать с ведущими гонщиками, а оказаться в нижних строках протокола гонок – это не для меня. Но, работа с документами автоспорта меня сильно увлекала, и я нашел себя в должности Ответственного секретаря Федерации.

На RussianMotorsportForum ключевым тезисом Вашего выступления явилась фраза «безопасность автоспорта – ключевая задача РАФ». Это бесспорно! Какие еще задачи возложены на Российскую автомобильную федерацию?

- Помимо тех утилитарных задач, которые ставит пред нами Министерство спорта и Федеральное законодательство, основной задачей Федерации является обеспечение безопасности автомобильного спорта во всех аспектах - гонщиков, спортивных судей, зрителей, автомобилей, трассы. Но этого невозможно добиться без тщательной подготовки спортивного мероприятия, проведения его в полном соответствии с регламентирующими документами и расписанием. И чрезвычайно важным является справедливое и беспристрастное выведение спортивного результата. Вся подготовка рушится, если организатор не способен организовать честные гонки или получить правдивый результат.

Я специально не упоминаю здесь коммерческие вопросы, без решения которых автоспорт неспособен существовать, но они не входят и не должны входить в компетенцию Федерации – независимого общественного спортивного органа. Это задача меценатов, спонсоров, промоутеров, и этому необходимо учиться.

Вы обучали организации автомобильного спорта в различных вузах, проводили семинары для судей. Насколько актуально, на ваш взгляд, обучение автоспорту в России? Каких кадров нам не хватает?

- И студентам, и спортивным судьям я пытаюсь внушить простые истины, что в автоспорт можно попасть тремя путями:

Первый путь (которым идут массы наивных «шумахеров-хэмилтонов»), самый дорогой и опасный – купить автомобиль, вложить массу денег в его подготовку, и с криками «смотри, как я умею», разбить его в первой же гонке, или о первый же столб в неконтролируемом заносе на обычной улице. Если человек не готов заниматься гонками серьёзно, этого эксперимента, как правило, бывает достаточно, чтобы перейти в другую ипостась.

Второй путь, самый дешевый и простой – стать наивным зрителем соревнования и с попкорном в руках, разинув рот, сидеть на диване перед телевизором или на скамеечке под солнцем. Наблюдать, как спортивные баталии разворачиваются у вас на глазах. Любоваться красочными авариями, зачастую не понимая, что именно происходит на трассе, кто лидер, и кто аутсайдер.

Третий путь, тернистый, требующий упорного овладения знаниями – попасть в гущу организаторов, спортивных судей, обслуживающего персонала, находиться внутри гоночного процесса, оказаться рядом с гонщиками, вплотную к гонкам. Но именно он является самым важным. Без спортивных управленцев, организаторов, спортивных судей никаких автогонок не будет. И именно спортивных менеджеров (не бухгалтеров-кассиров и псевдо-промоутеров), спортивных управленцев разного звена, необходимо обучать и иметь как можно больше.

Член спортивных комиссий FIA – это почетно! Расскажите о впечатлениях от общения с Берни Экклстоуном, Максом Мосли, Жаном Тодтом?

- С Берни Экклстоуном я знаком с 1983 года, когда стал появляться на заседаниях ФИА. Преклоняясь перед его уникальностью и, отдавая должное его и коммерческой сметке, я не люблю его за то, что он превратил Формулу 1 из открытой спортивной борьбы мужественных парней, в коммерческий цирк, в котором участвуют нанятые командами бессловесные мальчики. Я не призываю соглашаться с моим мнением, но оно сформировалось благодаря глубокому пониманию процессов, происходящих в автоспорте за последние 50 лет.

В бытность Ответственным секретарем Федерации мне довелось быть знакомым с несколькими президентами ФИА – принцем Полем Меттернихом, женатым на княгине знатного русского рода Татьяне Илларионовне Васильчиковой. Реформатором и властным руководителем Жаном-Мари Балестром. Смелым и ловким Максом Мосли и нынешним президентом Жаном Тодтом, которые неоднократно бывали в нашей стране. А также множеством функционеров автоспорта и президентов национальных федераций многих стран. Особо я дорожу своим знакомством с Хуаном Мануэлем Фанхио (мы познакомились на Гран-при Монако в 1989 году) – с моей точки зрения – лучшим гонщиком всех времен в Формуле 1.

В футболе судей не любят. В «Формуле-1» многим болельщикам иногда кажется, что штраф в 5/10 секунд  гонщику дали не заслуженно. Каковы самые памятные скандалы вашей судейской карьеры?

- Задача Федерации – проведение соревнований в соответствии с правилами, честное и беспристрастное выведение результата. Проблемы возникают, когда организаторы без должной ответственности подошли к организации соревнования, или участники не знают или намеренно нарушают спортивные правила.

Спортивный кодекс Федерации предоставляет возможность участникам защитить свою правоту подачей протеста на нарушения спортивных правил, или апеллировать против вынесенного решения перед Апелляционным судом РАФ. Мы всячески стараемся как соблюдением спортивных правил, так и уважительным отношением ко всем участникам спортивного процесса избежать модного на ТВ слогана «скандалы, интриги, расследования». Бывают, конечно, и исключения, но Федерация очень жестко стоит на позиции соблюдения fair play и готова серьёзно наказывать за нарушения этих принципов.

Чем для Вас является автоспорт?

- Отвечу одним словом – увлечением.

Помимо автоспорта наверняка есть иные увлечения?

- Как владельца раритетных автомобилей, меня беспокоит государственное признание существования и сохранения образцов автомобилей, как элементов технической истории и культуры. Естественно, я с удовольствием погружаюсь в изучение истории автомобилизма и автомобильного спорта, и самостоятельно (правда, с помощью друзей) занимаюсь реставрацией своих автомобилей, поддержанием их в аутентичном состоянии. Сейчас я заканчиваю реставрацию своего «Москвича 401» 1954 года и собираюсь принять участие в Кубке РАФ по ретро-ралли.

Вы один из создателей бестселлера «История автоспорта в России. 1898-2018». В моей коллекции эта книга есть. А где можно прочесть истории из вашего личного автоспортивного опыта?

- Я давал множество интервью. В частности, мои рассказы включил в свою книгу «Жизнь на больших скоростях»  профессор Эдвард Георгиевич Сингуринди, и Михаил Горбачев в книгу «Гонки в СССР». Я совершенно сознательно не упоминал себя в книге про Формулу 1, поскольку я присутствовал практически при всех событиях, упомянутых в книге, начиная с 80-х годов, но не хотел давать им своей оценки, чтобы у читателя была возможность самому оценить тот или иной эпизод из нашего автоспорта. А что касается уникальных событий, то я привожу их в контексте своих лекций, чтобы проиллюстрировать какой-либо постулат, или объяснить, почему именно так написано в правилах. Кстати, - правила автомобильного спорта до 90-х годов в прямом смысле писались кровью. Аварии, часто со смертельным исходом, заставляли задуматься спортивных функционеров о внесении в правила тех или иных пунктов организации соревнований и обеспечении безопасности. Так в автоспорте возникли гоночные шлемы и огнестойкие комбинезоны, автомобили получили системы пожаротушения и безопасные топливные баки, трассы – энергопоглощающие барьеры и системы быстрого вмешательства. С начала девяностых, после продажи коммерческих прав на Формулу 1, у ФИА появилась возможность проводить исследования в целях повышения безопасности автоспорта. Работать на опережение. Тогда, например, появилась система защиты головы и шеи «HANS», а позднее, – её дальнейшее развитие – «FHR».

Пересказывать всё, что я знаю, и могу донести до слушателей, – невозможно. Не хватит места в этом интервью. Приходите. Учитесь. Получайте знания, умения и навыки в автоспорте. Узнаете много нового, интересного и неожиданного. И будете удивляться, тому, что это лежало на поверхности, но вы об этом даже не догадывались.

Открывайте для себя автоспорт!

Беседовал научный руководитель программы «Менеджмент и предпринимательство в автоспорте»

Андрей Ильин