Институт спортивного менеджмента и права

 

Задать вопрос

Гонки – это образ жизни и образ мысли

Наш собеседник – Михаил Горбачев – известный энтузиаст автоспорта, в прошлом автогонщик, мастер спорта, чемпион СССР 1980 года, а ныне – известный автоэксперт, создатель авторской программы безопасного вождения и гоночной теории, автор более десяти бестселлеров по вождению автомобиля, дизайнер гоночных трасс, тренер-инструктор, реставратор автомобилей и преподаватель образовательной программы Высшей школы экономики «Менеджмент и предпринимательство в автоспорте».

Гонки – это образ жизни и образ мысли

Михаил Горбачев

Михаил Георгиевич, я с огромным удовольствием прочитал трилогию «ГОНКИ В СССР». Вы всю жизнь посвятили автомобилям и автоспорту. С чего началось ваше увлечение?

- Началось с того, что в детстве мне очень нравились автомобили, и я страшно отчаянно гонял на велосипедах. Позже я понял, что автомобиль – это очень опасный зверь (у меня он вызывал сильный страх), и что водить его нужно только на «отлично». Далее пошла цепочка случайных совпадений и везения. Меня научил водить продвинутый в вождении (а это большущая редкость в 1972 году) сосед по даче. С ним же я потом начал ездить на любительские ралли и понял: вот оно – достойное занятие, здесь рубятся настоящие мужчины! Сначала проехал множество различных любительских соревнований. Но душа требовала большего – профессиональных гонок. На настоящие гонки я выехал на маминой машине, чтобы доказать, что мне можно доверять. Получилось!

Автоспорт для Вас – это что?

- Это, конечно, не работа, как ошибочно объяснял, видимо, устами сценариста Евгений Леонов в фильме «Гонщики». Я был уверен, что гонщики Формулы 1 всё равно выйдут на старт, даже если им перестанут платить. И был прав, потому что в книге Ники Лауды чуть позже я прочёл, что в начале гоночной карьеры деньги его вообще не интересовали. Гонки, это и не хобби, в общепринятом смысле этого понятия. Гонки – это образ жизни и образ мысли. Кстати, автоспорт – это самое полезное, что может быть для безопасности на дорогах!

Что сложнее: управлять автомобилем или создавать книгу? Кто или что Вас вдохновляет на творческий процесс?

- Управлять гоночным автомобилем в молодые годы было совсем не сложно, потому что мы были «отвязанными» в хорошем смысле этого слова, то есть на гонки выезжали на 100% для кайфа. Сейчас просто уму непостижимо, как же мне всё было в те годы просто «по-барабану»... Волнение или сомнения, это было просто неведомо. Книгу писать совсем не сложно, потому что... Потому что мне это интересно, так же как интересны были гонки, так как это действия вопреки, то есть они выглядят для окружающих просто вызывающе. Кстати, по сочинению в школе у меня была только тройка всегда, а на вступительных экзаменах в МГИМО я сочинение списал у соседа, причём тот получил четвёрку, а я пятёрку.

Помимо автомобилей наверняка есть другие увлечения? Я знаю, Вы рисуете картины?

- Да, я рисовал с детства только для себя, естественно, а сейчас это очень помогает в проектировании гоночных трасс. Архитектор обязан хорошо видеть, представлять себе в голове макет, рисовать и держать уверенную линию. В изостудию меня направила мама, когда мне было лет 8, но мне там было скучно рисовать натюрморты. И я перестал ходить. Акварель натюрморта тогда увидел друг моего отца – известный профессиональный художник Яр-Кравченко и сказал, что у меня талант. Потом был огромный перерыв, и только сейчас я решил вспомнить молодость и придумал свой стиль. Тема автомобилей тоже есть, она на холстах, но я люблю ещё графику и тему «архитектура». Кстати, несколько работ проданы и есть заказы.

До сих пор люблю кататься на велосипеде, теннис, горные лыжи. В молодости любил водные лыжи, естественно, слаломную одну и фигурные. С женой делаем сами мебель, потому что, то, что продаётся – нас не устраивает. У нас свой стиль. Люблю настоящее кино. Люблю вести свою передачу «Доехали» по радио.

«Звуки Му», Мамонов, Гребенщиков… Современной музыкой интересуетесь?

- Ещё и Витя Цой, и Майк Науменко, и Вася Шумов, и так далее. Все эти потрясающие знакомства произошли благодаря моему другу детства Саше Липницкому – основателю группы «Звуки Му». Ещё в начале 80-х я катал Петра Мамонова по гоночной трассе «Чайка» и он сказал: «Мишаня, это просто американские горки какие-то. Совсем на автомобильную езду не похоже, просто улёт и космос!» С современной музыкой тем, кто воспитан на Хендриксе и Джоплин, то есть, на настоящем роке, блюзе и джазе, очень трудно. Мой сын, кстати, занимается современной музыкой, он сам сочиняет, играет и поёт, продюсирует, выпускает пластинки. Весь мир с гастролями объехал. Мы с женой стараемся, но не врубаемся, но один диск сына очень понравился. Под него прошёл весь показ Шанель в Париже, и это было круто.

Вы долгое время жили и занимались любимым делом в Германии. Каковы существенные различия немецкого и российского автоспорта, автомобильной культуры?

- Различия огромны с точки зрения техники и менталитета. Но в среде немецких автогонщиков понимаешь, что они такие же в точности, как и мы, безнадёжно «завёрнутые» в хорошем смысле на гонках, влюблены так же как и мы в автомобили. Автомобильная культура в Германии находится очень высоко, а у нас, увы, очень низко, хотя ситуация у нас не безнадёжна. Мы идём вперёд, вопреки, а не благодаря. По моему глубочайшему убеждению, автомобильная культура хромает у нас в стране потому, что водители не интересуются автоспортом и не понимают, что это такое. Я так сформулировал для себя понятие «автомобильная культура» – это освоенный и овеществленный опыт обращения человека с автомобилем, выражаемый комплексом качеств и умений, позволяющих человеку активно и грамотно функционировать в среде интенсивного использования автомобиля с наименьшими для себя и окружающих рисками на дорогах, а в автоспорте занимать ведущие позиции в мире.

Михаил Горбачев с  архитектором трасс Формулы-1 Германом Тильке
Михаил Горбачев с архитектором трасс Формулы-1 Германом Тильке
Михаил Горбачев

А с Германом Тильке в Германии познакомились?

- Да, именно так. Мы просто приехали к нему в архитектурное бюро в городе Аахен с инициатором строительства гоночной трассы «Смоленское кольцо» Сергеем Петриковым. Я помогал Сергею начинать проект. Работал с Тильке и его ведущими специалистами и, естественно, «списал все ходы». А что ещё должен, по-вашему, делать российский гражданин, работая с иностранными специалистами? В результате пригодилась моя любовь к автоспорту, умение рисовать, пространственно мыслить. Я стал с огромным рвением и непередаваемым удовольствием проектировать автодромы для гонок. Опять случай помог! Многие объекты построены и уже много лет функционируют, а главное, нравятся и гонщикам и заказчикам.

Михаил Горбачев обучает безопасному вождению
Михаил Горбачев обучает безопасному вождению
Михаил Горбачев

Вы обучаете безопасному вождению и гоночной теории, ведете тематические передачи на радио и телевидении. Можете назвать «близких по духу» собеседников?

- Да, конечно. Получаю много хвалебных отзывов от читателей и слушателей, это и есть «близкие по духу» собеседники. Из ветеранов автоспорта дружу с журналистом Сашей Пикуленко, благодаря которому стал писать книги, и с гонщиком Юрой Черниковым. Обсуждаю интересные моменты гонок и вождения с Владимиром Гольцовым из Ижевска, легендой советского автоспорта Юрой Кацаем из Тольятти. Мне эти люди именно близки по духу. Очень уважаю, и по многим причинам, руководителя команды «Лада Спорт» Влада Незванкина. Многие, я чувствую, завидуют мне, наверное, и трассы он проектирует и то и сё, - да кто он такой? Так же завидовали когда-то моим невероятным успехам в автоспорте: «что здесь делает этот очкарик-студент», но я не обращаю внимания.

Михаил Горбачев с легендой советского автоспорта Юрой Кацаем
Михаил Горбачев с легендой советского автоспорта Юрой Кацаем
Михаил Горбачев

В 25 лет Вы стали самым молодым чемпионом СССР по шоссейно-кольцевым автогонкам и, соответственно, Мастером спорта. Какой автоспорт Вам интересен сегодня?

- То, что я добился успехов в автоспорте, имея за спиной секцию на автобазе из трёх человек, это кажется сегодня просто невероятным. Но, было огромное желание и понимание, что не стоит повторять чужие ошибки, а главное, я их видел. Ещё помогло отличное знание английского языка, так как я прочёл в английской литературе, как правильно устанавливать гоночный распредвал и как грамотно проходить повороты. Мне сегодня нравится любая дисциплина автоспорта, потому что в каждой есть своя изюминка. Например, дрифт! Многие ветераны автоспорта его не понимают, а мне он нравится, и не только потому, что он очень зрелищный, а ещё и потому, что он очень сложный! Я горжусь, когда чемпионы по дрифту называют свои любимые трассы на спроектированных мной автодромах! Так что для меня любая дисциплина автоспорта интересна и вызывает уважение. А как может быть иначе? Я же проектирую мультифункциональные автогоночные комплексы, на которых проводятся соревнования по нескольким видам автоспорта: кольцо, ралли-кросс, дрифт, картинг, кросс и дрэг.

 Легко ли быть тезкой Михаила Горбачева?

- Когда он стал главой, я был, честно говоря, в шоке! В основном, всё было по-юмору. В Германии была забавная история, когда меня хотели сделать лицом немецкой фирмы «Водка Горбачефф», будучи уверенными, что это мои предки организовали в Петербурге эту фирму и были поставщиками царского двора его величества. Но я проявил честность... и развеял их догадки. Было много смешных и забавных историй, но в Германии самым частым был вопрос, а что, эта фамилия широко распространённая в России? На что я отвечал, к всеобщему удивлению, что она достаточно редкая.

Беседовал научный руководитель программы «Менеджмент и предпринимательство в автоспорте»

Андрей Ильин

Один вебинар в неделю с 18.50 до 22.00, три периода очного обучения один раз в месяц по 3 дня (четверг-суббота с 10.00 до 17.00)