Институт кадрового администрирования

 

Задать вопрос

Что делать руководителю в ситуации коллективного стресса?

На вопросы новостной службы портала отвечает руководитель программы  профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ «Руководитель психологической службы организации»  Александр Вечерин. 

Что делать руководителю в ситуации коллективного стресса?

Мы приводим  краткие рекомендации для руководителей, у сотрудников которых проявляются признаки стресса. Эти рекомендации появились по итогам нашего разговора, они касаются уменьшения влияния негативных проявлений стресса на отдельных сотрудников и на работу организации в целом.

Вечерин Александр Викторович

Вечерин Александр Викторович

кандидат психологических наук, руководитель программы  профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ «Руководитель психологической службы организации»,  академический руководитель образовательной программы "Психология" НИУ ВШЭ

-  Александр,  добрый день. Мы решили поговорить с Вами как с руководителем и одним из спикеров программы, ориентированной, в том числе,  на организацию  на экспертном уровне психологической поддержки и помощи  сотрудникам компаний.  

В последнее время  очень актуальной является тема работы со стрессом в компаниях и корпорациях. Расскажите, пожалуйста,  что такое  коллективный стресс, чем он отличается от индивидуального?

Александр Вечерин:  Коллективный стресс отличается от локального тем, что он действует на социальные группы, а не на одного конкретного человека. Таким стрессом могут стать масштабные организационные изменения, резкое ухудшение экономической ситуации и, даже, слухи о ее ухудшении в СМИ.

 

Александр, как проявляется стресс?

Александр Вечерин:  В ситуации стресса у сотрудников может наблюдаться различный комплекс реакций: от снижения когнитивных функций (память, внимание) и работоспособности до повышения уровня хаотичной активности. Могут наблюдаться проявление агрессии, как одной из стратегий совладания со стрессовой ситуацией. Возникает чувство беспомощности, повышается тревожность. У многих работников будет потребность обсудить с коллегами тревожащие их факторы и свое эмоциональное состояние.

 

Каковы в этом случае факторы риска для организации?

Александр Вечерин:   Негативные проявления стресса снижают производительность труда, повышаются риски конфликтов, затрудняются процессы планирования работы, психологический климат может стать неблагоприятным.

 

Александр, какие бы Вы могли дать советы тем, кто находится в стрессе?

Александр Вечерин:  

Рационализируйте стрессовые факторы.  Напишите на бумаге, что именно Вас тревожит, оцените реальные риски, соотнесите со своим эмоциональным состоянием, продумайте способы минимизации рисков.

Развивайте навыки гибкого планирования. Часто тревога, сопровождающая стресс, вызвана фактором неопределенности. Мы привыкли жить в предсказуемом мире. Снижая неопределенность, мы снижаем риски негативных проявлений тревоги. В ситуации неопределенности линейное планирование с единственным исходом не работает. Гибкое планирование с множество вариантов действия в зависимости от возникших обстоятельств позволит вам чувствовать себя увереннее. Нарисуйте себе схему своих действий. Вначале это будет трудно, потом войдет в привычку.

Уделяйте внимание своему физическому состоянию.  Наше физическое состояние тесно взаимосвязано с переживанием стресса. В во время стресса могут быть нарушены механизмы сна и питания, есть риски нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Может наблюдаться как снижение аппетита, так и избыточное потребление пищи. Планируйте приемы пищи, контролируйте потребление калорий, вводите в рацион продукты с большим содержанием клетчатки, что является хорошей профилактикой негативных последствий стресса для системы пищеварения. Физические нагрузки должны стать регулярными, но следует избегать изнуряющих тренировок. В ситуации стресса высокий риск возникновения спортивных травм. Наиболее безопасными являются занятия на велотренажерах, плавание.  Сон должен быть продолжительным, не менее 8 часов ночного сна (в некоторых случаях сильного стресса эта норма может быть увеличена).

Проявляйте заботу о коллегах. В ситуации стресса многие работники чувствуют себя одинокими и беспомощными в своем переживании ситуации. Это чувство одиночества модно снизить проявляя обычную бытовую заботу об окружающих Вас коллегах.

Правильно поддерживайте своих коллег. Хорошим и безопасным способом поддержки своих коллег является следующая схема: «Я вижу/ слышу/чувствую, что тебе сейчас тяжело/ ты тревожишься/ переживаешь… Давай вместе обсудим, что ты можешь сделать в сложившихся обстоятельствах». Тем самым мы фиксируем негативное переживание, но помогаем коллеге сконцентрировать свое внимание на продуктивных способах решения трудной жизненной ситуации.

 

Александр, а что бы Вы посоветовали руководителям?

Самая общая рекомендация руководителю – транслировать сотрудникам идею спокойного и последовательного решения возникающих проблем.

 

Александр Вечерин:  

Организуйте регулярные встречи с коллективом в начале рабочего дня. Цель данной работы – снижение тревоги сотрудников посредством четкого оперативного планирования. На этих встречах следует  концентрировать обсуждение на анализе результатов работы предыдущего рабочего дня, оценку изменения организационных факторов и планирование задач на текущий день. Если работники хотят высказать свои опасения, то следует дать им возможность кратко это сделать, и в коллективном формате обсудить варианты решения ситуации, в которой оказался работник. У данного мероприятия должен быть модератор, важно, чтобы оно не затягивалось. Оптимальным временем проведения является 15-25 минут. Хорошей практикой является фиксация принятых решений письменно на доске или флипчарте.

Присутствие руководителя. Социальное присутствие руководителя -   возникающее у работников чувство, что руководитель находится с ними в одном рабочем процессе. В ситуации общего организационного стресса руководитель должен демонстрировать повышенное внимание к проблема возникающим у работников, быстро реагировать на возникшие затруднения. Рекомендуем отказаться в этих условиях от методов «карающего/ наказывающего» руководства, чаще использовать нематериальные поощрения в виде благодарности, высокой оценки важности результатов работы и социального признания.

Опирайтесь на структурирующих лидеров. Эта рекомендация связана с негативными последствиями стресса на формат работы в группе. Наиболее успешными в этой ситуации являются лидеры хорошо контролирующие свое эмоциональное состояние, способные четко структурировать работу сотрудников, организовывать продуктивные обсуждения планирования работы, мягко контролировать выполнения поставленных задач.

Используйте правильные вопросы к сотрудникам.

  • Что мы достоверно знаем о нашей организационной ситуации?
  • Какие факторы представляют риск?
  • Как мы можем минимизировать риски? Что мы еще можем сделать для минимизации рисков?
  • Как мы узнаем, что возник новый фактор риска?
  • Что мы сделаем, если возникнет новый фактор риска? Как будем его минимизировать?
  • Какие у нас есть ресурсы для решения проблемной ситуации?
  • Какие ресурсы нам дополнительно необходимы? Как мы можем их получить?

-  Александр, Большое Вам спасибо! Уверены,  что наша беседа будет  полезна  многим  в  работе со стрессом.  Ну, а желающих сформировать экспертные подходы в этом направлении и создать программу помощи и поддержки сотрудникам  на системной основе ждем на новой программе НИУ ВШЭ в апреле 2022 года.

«Руководитель психологической службы организации» – новая программа профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ, которая предлагает слушателям освоить психологические инструменты, подходы и технологии, используемые в управлении персоналом, погрузиться в ключевые задачи и проблемы, связанные с управлением людьми, научиться их решать. Программа идет с апреля по декабрь 2022 года (июль – август – каникулы). Занятия проходят два раза в неделю с 19.00. до 22.00.

Подать заявку на участие можно здесь.