Руководитель психологической службы организации
Почему специалисты в этой области так востребованы сегодня на рынке? Что должен уметь руководитель психологической службы компании? Какие преимущества дает обучение в Вышке? Об этом новостной службе портала рассказали руководители программы: Александр Вечерин и Ольга Митрофанова.
— Почему на рынке наблюдается высокий интерес к психологическим знаниям в области работы с персоналом?
Вечерин Александр Викторович - к.п.н., руководитель программы, академической руководитель программы "Психология", старший преподаватель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Александр Вечерин: Я бы выделил следующие причины:
1) Общая тенденция к гуманизации труда в развитых странах связанная с увеличением качества жизни
2) Высокая конкуренция у работодателей за высококвалифицированные кадры. Сейчас каждая крупная организация занимается вопросом создания привлекательного HR-бренда.
3) Бурное развитие психологических организационных исследований в области работы с персоналом.
4) ресурсы материального стимулирования работников ограничены.
Современные исследования показывают, что эффективная психологическая работа с персоналом существенно снижает текучесть кадров и материальные издержки организации, повышает трудовую мотивацию и удовлетворенность жизнью у работников.
Митрофанова Ольга Игоревна - руководитель программы, Директор Института кадрового администрирования ВШЮА НИУ ВШЭ.
Более 15 лет опыта работы в сфере HR, в том числе в управляющих компаниях крупнейших производственных холдингов (Конценрн Русэлпром, ЕВРОЦЕМЕНТ груп, Сибур), из них – более 10 лет Директором по персоналу, руководителем HR-служб.
Ольга Митрофанова: В последнее время компании активнее начинают исследовать возможности построения корпоративных политик, в которых люди занимают центральное место. Это в какой-то части связано с тем, что остальные, более простые способы повышения эффективности уже реализованы. В какой – то части с тем, что успешность и эффективность процессов, предполагающих слаженную работу команды высококвалифицированных профессионалов, требует повышенного и бережного внимания к этой самой команде. В какой – то части с тем, что в современном обществе сформирован запрос на индивидуальный подход к каждому, у сотрудников есть определенный клиентский опыт, у них есть ожидания, что личные потребности и интересы будут учтены. Полагаю, использование психологических инструментов и технологий в организациях будет становиться все актуальнее год от года.
— В чем заключается уникальность Вашей программы, позволяющей изучать как раз такие инструменты и технологии?
Александр Вечерин: Программ по управлению персоналом достаточно много, но большинство из них основаны на достаточно устаревших подходах, разработанных еще в прошлом веке, когда руководитель и менеджер рассматривались преимущественно как организаторы и систематизаторы процессов внутри кампании. Это важная часть работы руководителя, но далеко не единственная. Современные психологические исследования в области анализа организационного поведения показывают серьезный дефицит психологических компетенций у руководителей. Уникальность нашей программы в том, что основной фокус образования мы делаем на навыках психологического анализа и методах эффективной работы руководителя с сотрудниками, базирующихся на материале современных научных исследований и опыте партнерского взаимодействия с ведущими государственными и коммерческими организациями.
Ольга Митрофанова: Полагаю, преимущество нашей программы в ее междисиплинарности. Мы будем говорить обо всех ключевых процессах HR-менеджмента, их будут раскрывать эксперты в сфере управления персоналом, трудового права и экономики труда. Одновременно с этим мы будем изучать, какими психологическими инструментами, технологиями сопровождается эта работа, с какими проблемами и вопросами сталкиваются сотрудники, руководители, как эти проблемы решать.
— Каких специалистов готовят на программе? Где могут работать ее выпускники?
Ольга Митрофанова: Мы ожидаем, что программа будет полезна тем, кто в организациях занимается работой с людьми, в чью зону ответственности входит их благополучие и эффективность. Однозначно, это работники из HR-блока. Также это могут быть руководители проектных команд. Отдельно на эту программу предлагаю обратить внимание людям с психологическим образованиям, которые никогда не работали именно в этом предметном поле. Архитектура программы позволит им погрузиться в предметную область, понимать, какие задачи в HR-cфере сейчас актуальны, какие существуют подходы по их решению.
Александр Вечерин: Выпускник программы на базовом уровне может успешно работать в области управления персоналом. Содержание программы ориентирует его к карьерному росту в этой сфере (от сотрудника HR отдела до руководителя психологической службы и HR бизнес-партнера). Наша основная цель – подготовить профессионала, который может успешно интегрировать процессы работы с персоналом в целостную систему работы кампании.
— Программа доступна только психологам и HR-ам или выпускники других специальностей тоже могут стать ее слушателями?
Ольга Митрофанова: Без базового психологического образования, обучаться будет несколько сложнее. Понимание HR-контекста сделает обучение более легким. При этом на данной программе отсутствие психологического образования или опыта в сфере управления людьми – не ограничение.
Александр Вечерин: Тут я бы дополнил Ольгу. В базовом психологическом образовании редко есть разделы, связанные с работой в области HR. Наиболее близкое психологическое направление – социальная психология. На нашей программе будут рекомендованные онлайн-курсы по этому направлению, поэтому трудностей с недостатком психологических знаний я не вижу.