Эволюция глобального внешнеполитического дискурса Китая в 21 веке
Сегодня Китай привлекает все большее внимание в международной среде. Для многих стран мира он является важнейшим экономическим партнером, на Западе же КНР часто рассматривают как угрозу доминирования либеральной идее, порядку, основанному на правилах, негласно оформившихся в начале 90-х гг. XX века, после самоликвидации СССР и победы США в «холодной войне». При этом именно интеллектуальное, экспертное и политическое сообщество Запада все чаще демонстрирует непонимание того, как именно сложилась ситуация, при которой Китай, в недалекой исторической перспективе слабый и неуверенный, сегодня занимает проактивную, наступательную внешнеполитическую позицию, которая отражается в его дипломатических методах и в его усиливающейся роли в международных процессах.
С приходом к власти Си Цзиньпина в 2013 г. внешняя политика и соответствующий дискурс Китая стали характеризоваться значительной активностью, с его именем ассоциируются новые глобальные концепции КНР, наиболее масштабными из которых являются «Сообщество единой судьбы человечества», Инициатива «Один пояс, один путь», а также, выдвинутая в конце 2021 г. «новая форма человеческой цивилизации».
Предлагаемая после распада СССР и претензий на победу в «холодной войне» идея «универсальности» западной демократии и сопутствующие ей либеральные ценности оказались приемлемы далеко не для всех стран, а попытки её внедрения в целом ряде государств стали столь же отрицательными, как и попытки экспорта социалистической революции и социалистической ориентации. Неспособность либеральной идеи отвечать актуальным вызовам становления многополярного мира, в котором Китай играет самостоятельную роль, в значительной степени снизила ее привлекательность и спровоцировала появление идеологического вакуума в международной среде. В настоящее время КНР выдвигает альтернативную идеологию, ключевым средством продвижения которой является дискурс.
Evolution of China’s Global Foreign Policy Discourse in the 21st Century