Институт комплаенса и этики бизнеса

 

Задать вопрос

Обучение по нашей программе – это общий win-win результат, так как в конечном счете стэйкхолдером вашей экспертизы является наша экономика, а значит – мы с вами

Интервью Пак Ларисы об особенностях программы «Антимонопольный комплаенс»

Обучение по нашей программе – это общий win-win результат, так как в конечном счете стэйкхолдером вашей экспертизы является наша экономика, а значит – мы с вами

  1. Что стало причиной разработки новой программы по антимонопольному комплаенсу? Связана ли программа с якорным курсом Института комплаенса «Руководитель службы комплаенс: операционный уровень»?

На протяжении нескольких последних лет наш Институт комплаенса и этики бизнеса успешно реализовывал программу «Руководитель Службы внутреннего контроля», в рамках которой у слушателей была возможность ознакомиться с отдельными предметными риск-областями комплаенса. К таковым в том числе относился антимонопольный комплаенс. Мы заметили, что из года в год слушатели проявляли стойкий интерес к практическим вопросам антимонопольного комплаенса. Это и послужило обоснованным триггером для создания новой программы. Количество часов обсуждений в рамках данного курса теперь позволяет нам углубиться и расставить практикоориентированные акценты при анализе непростой, но крайне интересной области регулирования. Что касается связанности с якорным курсом «Руководитель службы комплаенс: операционный уровень», то я бы сказала, что это соотношение общего и частного. Для тех, кто не знаком и не имеет практический опыт в комплаенсе, я бы рекомендовала начинать с общего материала «Руководитель службы комплаенс: операционный уровень», а далее, овладев необходимым институциональным инструментарием, выбирать актуальную риск-область.

  1. Стала ли программа продолжением того, что вы уже читали на других программах (или сферы, в которой работали)? 

Ответ – и да, и нет - одновременно. Как известно, ФАС России является крайне открытым ведомством, реализующим свою повестку во многом на общественных платформах с активным привлечением экспертного сообщества. Наряду с этим служба также активно поддерживает образовательные инициативы. В период работы в учебно-методологическом центре ФАС России я руководила образовательным направлением и читала семинары по вопросам антимонопольного комплаенса корпорациям и органам государственной власти. В этом смысле, данная программа в НИУ ВШЭ является продолжением начатой работы. В то же время, наша новая программа имеет принципиально новый формат, впервые реализуемый как программа дополнительного профессионального образования исключительно по вопросам антимонопольного комплаенса и на базе высшего учебного заведения. Поэтому у тех специалистов, чей областью интересов является антимонопольный комплаенс, сегодня есть объективная возможность в числе первых окончить сертифицированную программу по антимонопольному комплаенс одного из лучших высших учебных заведений.

  1. Расскажите немного об особенностях программы «Антимонопольный комплаенс»: что, на Ваш взгляд, наиболее ценное, полезное, на чем делается основной упор, планируется ли совмещать теорию с практикой?

Количество учебных часов позволило нам выстроить программу в правильном, на наш взгляд, ключе. А именно: мы разделили каждую встречу со слушателями на 2 блока, где первый блок – регулирование, а второй – комплаенс-практикум. Если перенести за язык комплаенс-матрицы, то первый блок – это составы нарушений антимонопольного законодательства, а второй – операционные меры контроля. При этом будут отрабатываться как меры, которые позволяют снижать негативные последствия, так и меры, позволяющие в режиме реального времени контролировать их эффективность. Важно отметить, что практический блок позволит слушателям не только понять каким образом правильно выстраивать отношения со своими клиентами, поставщиками, конкурентами и регулятором, но и во многом ответить на такие вопросы операционного уровня, как где искать информацию для анализа риска, какие ключевые индикаторы эффективности использовать, как раскрывать информацию регулятору, кого назначать ответственным за антимонопольный комплаенс и так далее. Безусловно, важной особенностью нашей программы является должное внимание экономическому анализу как основе антимонопольной политики. Мы постарались уделить этой теме заслуженные внимание, чтобы правильно расставить акценты.

  1. На какую аудиторию рассчитана программа? Является ли обязательным юридическое или другое образование?

Программа рассчитана на тех, кому интересна эта область регулирования. Мы включили основные элементы так называемой классической монополистической деятельности, что будет полезным для тех, кто делает первые шаги в этом направлении. Но при этом мы также не обошли вниманием события недавней пандемии и специальной военной операции. Уверена, что опытным слушателям будет интересно узнать о новых кейсах, с которым столкнулся регулятор и бизнес-сообщество в условиях локдауна и о принципиально новых вызовах, связанных с подходами в регулировании по сделкам слияний и поглощений. Этим готовы будут поделиться наши уважаемые преподаватели, имеющие большой экспертный опыт, в том в ФАС России. Что касается юридического образования, то, на мой взгляд, это условие не является обязательным. Наша программа будет интересна как тем, кто связан с внутренним контролем в корпорациях, так и тем, кто предлагает актуальные для рынка профессиональные услуги в области комплаенса.

  1. Какие рекомендации дали Вы можете дать желающим поступить? Почему посоветовали бы программу для продолжения образовательного трека, повышения профессиональной компетенции?

Антимонопольное регулирование имеет весьма непростой контент, предполагающий навыки правоприменения и экономического анализа. При этом область регулирования динамично развивается и вслед за цифровым регулированием появятся новые антимонопольные вызовы. Как я обычно говорю студентам, комплаенс-регулирование - это обратная связь регулятора на события нашего поведения. В этом смысле вне зависимости от того, будете ли вы работать в области государственного регулирования либо бизнес-практики, обучение по нашей программе – это общий win-win результат, так как в конечном счете стэйкхолдером вашей экспертизы является наша экономика, а значит – мы с вами. Мы осознаем в этом ценность нашей программы и не удивительно, что наши выпускники одинаково успешно работают как в частном секторе, так и поступают на государственную службу. Что касается обучения для целей профессионального роста, то обучаться – значит держать руку на пульсе, а держать руку на пульсе – значит владеть информацией, необходимой для формулирования следующего профессионального трека.

 

Узнать подробнее о программе