• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Джанни Инфантино: «Чтобы двигаться вперед, спорту нужны знания и профессионалы»

Что требуется от современных менеджеров в спорте и как на его развитие влияют цифровые технологии? Эти вопросы обсуждали участники международной конференции «Спорт и будущее», организованной НИУ ВШЭ, Международным центром спортивных исследований и Ассоциацией выпускников программы FIFA Master при поддержке Российского футбольного союза.

Международный центр спортивных исследований (CIES), FIFA и РФС уже несколько лет являются партнерами Вышки. НИУ ВШЭ — единственный на постсоветском пространстве вуз, входящий в глобальную университетскую сеть FIFA/CIES и реализующий программу профессиональной переподготовки по спортивному менеджменту. Выпускники этой программы работают в спортивном бизнесе и органах госуправления, отвечающих за развитие этой отрасли в России. Многие из них, а также их коллеги из других университетов-участников сети, собрались на этой конференции.

Основные события на конференции были запланированы на «выходной» день на чемпионате мира по футболу, так что одним из спикеров конференции, притом весьма неформальным («без галстука»), стал президент FIFA Джанни Инфантино. Кстати, около двадцати лет назад он был генеральным секретарем CIES.

Глава FIFA назвал футбол «спортом номер один», который «должен смотреть в будущее». Конференция, на его взгляд, позволяет пристальнее рассмотреть основные вызовы, с которыми придется иметь дело спорту в ближайшие годы. Об этом же в своем выступлении говорил нынешний президент CIES Пьер Корню, отметивший, что пленарные сессии конференции, посвященные цифровым технологиям в спорте, киберспорту и новому качеству управления, отражают главные тенденции и проблемы развития современного спорта.

«Инновации или смерть» — такая у спорта альтернатива

«FIFA хочет быть организацией, которая воспринимает и принимает цифровой мир, цифровую трансформацию, соединяющую миллиарды людей по всему миру, которые являются и нашими болельщиками, — сказал Джанни Инфантино. — Но главное, мы должны защитить ценности нашего спорта — его целостность и транспарентность. Это должны быть не просто красивые слова — нам нужно воплощать их в жизнь каждый день во всех наших решениях».

Для этого, как считает Джанни Инфантино, необходимо уделять особое внимание образованию, воспроизводству знаний и специалистов, которые помогали бы двигать спорт вперед. Подготовка профессиональных менеджеров для спорта в этом плане становится особенно актуальной задачей.

На взгляд заместителя генерального директора РФС Александра Зоркова, именно таких специалистов, которые затем занимают важные посты в управлении спортом, готовят на совместной программе ВШЭ и FIFA/CIES. А нынешняя конференция дает возможность обменяться лучшими управленческими практиками в спортивной и околоспортивной сферах.

Многим видам спорта есть чему поучиться у футбола, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Спорт стал самостоятельной и очень масштабной отраслью экономики. Рядом с ним существуют и такие сферы, как фитнес, спорттуризм, киберспорт. Все они борются за потребителя — и между собой, и с другими отраслями экономики развлечений. Но многие традиционные виды спорта не могут перестроиться под новые реалии. В результате их аудитория и популярность застывает, а нередко и сокращается — публика вспоминает о них только на Олимпиаде, когда подсчитываются медали в национальную копилку. Таким видам спорта и федерациями тем более нужны современные менеджеры, пиарщики, даже политологи, которые могли бы выявлять потенциальные точки роста и рынки и во взаимодействии с местными властями организовывать спортивные мероприятия. По мнению Ярослава Кузьминова, к управлению спортом необходим междисциплинарный и межкультурный подход.

Спорту нужно научиться не просто выживать, но быть конкурентоспособным в цифровую эпоху, считает вице-президент Google Фабио Коэльо. Объем рекламных инвестиций в интернете уже превысил затраты на телевизионную рекламу. Спортивные болельщики перестали быть пассивной аудиторией — они переключаются на интерактивные форматы. Мало просто трансляции матча — спортивные потребители ждут шоу и до его начала, и после его завершения, им интересны клипы, селфи, общение в соцсетях. «Звезды» спорта становятся ближе — публика хочет знать о них как можно больше, следить за ними ежедневно. Поэтому многие спортивные клубы вкладываются в развитие цифровой базы своих фанатов — в онлайн-мире их в десятки и сотни раз больше, чем поместится на стадионе.

Болельщики с их аккаунтами в соцсетях стали главным производителем околоспортивного контента, отмечает руководитель проектов по цифровому преобразованию в FIFA Луис Висенте. Спортивным организациям нужно учиться работать с такой креативной аудиторией, иначе ее у традиционного спорта отнимут другие отрасли экономики развлечений. И эта угроза вполне реальна. «Инновации или смерть» — такая у спорта, по мнению Луиса Висенте, альтернатива. Что будет дальше, зависит от нового поколения спортивных менеджеров.