Высшая школа юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ

 

Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике

Директор Высшей школы юриспруденции, ординарный профессор Д. Л. Кузнецов выступил с докладом на парламентских слушаниях «Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике»

     В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике», организованные совместно Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов.

В рамках слушаний выступили председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству С. А. Жигарев, первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов М. В. Тарасенко, руководитель фракции ЛДПР В. В. Жириновский, Заместитель министра труда и социальной защиты Л. Ю. Ельцова, руководитель Федеральной службы по труду и занятости В. Л. Вукулов, аудитор Счетной Палаты РФ В.С. Катренко, Председатель Фонда социального страхования РФ А.С. Кигим, директор Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ   Д. Л. Кузнецов, Первый заместитель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Л. И. Чижик, Председатель ФНПР М. В. Шмаков и др.

Предложенная Минтрудом РФ концепция внедрения электронного документооборота вызвала острую дискуссию у участников парламентский слушаний.

Представители работодателей в лице директора департамента HR-компетенций А. А. Бланкова и директора по персоналу компании «Мечел» Н. О. Трубникова презентовали коллективную позицию российских работодателей.По их мнению, принципиально важно, чтобы решение о переходе на электронный документооборот мог принять только сам работодатель.
Дмитрий Левонович Кузнецов в своем выступлении остановился на основных проблемах, с которыми придется столкнуться сторонам социального партнерства при внедрении электронного документооборота.

Ключевые тезисы выступления директора Высшей школы юриспруденции, ординарного профессора Д. Л. Кузнецова на парламентских слушаниях 25.01.2018

  •  Предлагаемый Минтрудом вариант реформы можно определить, как «бюрократизацию цифровой экономики в сфере труда».
  • Работодатели не готовы к обязательному применению электронного кадрового документооборота.
  • Решения о применение электронного кадрового документооборота должно приниматься исключительно работодателем в зависимости от степени его готовности с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).
  • Участие государственных структур в процессе реформы должно быть минимизировано, чтобы исключить необоснованную централизацию процессов. Единственное исключение – обеспечение связи электронного кадрового документооборота с формированием пенсионных прав и обеспечение эффективного функционирования системы социального страхования.
  • Ключевая задача реформы – снижение затрат и издержек работодателя на ведение кадрового документооборота. При этом принципиально важно избежать необоснованного обязательного дублирования электронного и бумажного документооборота, которое приведет к росту затрат работодателя, а также к увеличению числа работников, обеспечивающих данную функцию.
  • Для внедрения электронного кадрового документооборота необходима подготовленная правовая среда.
  • Необходимо системное совершенствование трудового законодательства, которое создаст условия для алгоритмизации кадровых процессов и внедрения электронного документооборота в области регулирования трудовых отношений.
  • Принципиально важно кардинальное сокращение объема кадрового документооборота, в том числе и прямо вытекающего из требований трудового законодательства.
  • Для развития электронного документооборота необходимо минимизировать число ситуаций, требующих использование электронной цифровой подписи.
  • Внедрение единой национальной платформы трудовых договоров может привести к уходу в тень значительного числа организаций малого и среднего бизнеса, руководители которых не захотят раскрывать содержание своих кадровых документов на системной основе.
  • Электронные трудовые книжки имеют право на существование, но они не должны дублироваться в бумажном формате. Роль электронных трудовых книжек – фиксация опыта работы. В новых электронных книжках должна отсутствовать информация об основаниях увольнения, награждениях и т.п.

 

Материалы к парламентским слушаниям размещены на сайте Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству:

http://komitet2-7.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15390457

 

Подробности:

http://tass.ru/ekonomika/4903238

http://komitet2-7.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15479420/

http://www.duma-er.ru/news/mikhail-tarasenko-razvitie-tekhnologiy-vedet-k-korrektirovke-raboty-tselykh-otrasley-ekonomiki/

https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/43740

https://www.solidarnost.org/news/Shmakov__k_elektronnym_trudovym_knizhkam_est__voprosy.html

https://wek.ru/otcifrovat-vse-ot-roddoma-do-kladbishha

http://osspb.ru/osnews/v_gosudarstvennoy_dume_obsudili_osobennosti_oformleniya_trudovih_otnosheniy_v_cifrovoy_ekonomike

https://news.rambler.ru/economics/38983680-mintrud-vystupil-s-initsiativoy-po-trudovym-knizhkam/