Высшая школа юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ

 

«Один в поле воин»: Александра Филатова рассказала о психологических компетенциях топ-менеджера самообучающейся организации

«Один в поле воин»: Александра Филатова рассказала о психологических компетенциях топ-менеджера самообучающейся организации

Александра Владимировна Филатова – кандидат философский наук, психолог, сертифицированный тренинг-менеджер и менеджер по персоналу, главный эксперт НИУ ВШЭ, соруководитель программы бизнес-образования «Корпоративный бизнес-тренер» Института кадрового администрирования ВШЮА НИУ ВШЭ, заведующая кафедры психологии и педагогики Корпоративного университета развития образования. Защитила диссертацию на тему «Философский анализ социальных кодов современного бизнес-образования»


Александра Владимировна, Вы профессиональный психолог, сертифицированный бизнес-тренер и HR, заведуете кафедрой, работаете главным экспертом в Вышке, и ещё Вы многодетная мама. Как Вы все успеваете?

Все успевать невозможно. Приходится что-то выбирать — каждую секунду. Очень не люблю истину, что выбор – всегда потери. Не люблю, но не могу не признавать. В моей жизни стараюсь быть смелой и честной. Это сложно — не обманывать себя и выбирать именно то, что сейчас больше всего в тебе нуждается, а не то, что легче сделать или сложнее. Кто что любит. Мне долго было интереснее делать то, что сложнее. Работаю над собой, учусь делать и несложное…Особенно тяжело дается простое и постоянное. В целом ищу разные лазейки, как объединить, запараллелить процессы. С детьми, правда, это не работает. У меня двое взрослых детей, у одной уже семья, ребенок, и третья дочь – подросток. У каждой может быть момент, когда я необходима. Это в приоритете. Но установка та же, что и должна быть в компетенциях топ-менеджера – помощь для усиления самостоятельности, подсвечивания сильных сторон, поддержки. Цель взрослого: создать условия для самостоятельной жизни ребенка в будущем. Цель руководителя: та же самостоятельность работника в достижении профессионального успеха. Различия есть, безусловно. Но и в детях, и в работниках мы не можем развить то, чего нет, как бы нам ни хотелось. Осознание и понимание этого немного экономит время.

 

Вы многие годы руководили одной из самых больших психологических служб в стране - психологической службой Пенсионного фонда России. Чему Вас научила эта работа?

Психолог, который входит в состав кадровой службы крупной многонациональной корпорации, один на регион, по сути, выполняя функции менеджера по развитию – очень интересный эксперимент. Самый главный вывод – один в поле воин, если в его арсенале есть психологические знания, коммуникативная компетентность, социальный и эмоциональный интеллект. Конечно, важна поддержка администрации и желательна централизованность управления развитием.  Один человек может оказывать существенное влияние на эффективность прохождения адаптационного периода новыми сотрудниками, если участвует в приеме на работу, применяя арсенал психологического тестирования и умеет давать рекомендации руководителю нового сотрудника. Может создавать условия для сохранения работоспособности сотрудников, обучая приемам саморегуляции, осознанного управления профессиональным развитием, управления конфликтами и профессиональными стрессами. Может, если сам хорошо обучен, осознан и стремится к целостности в профессии.

 

Ваша диссертация была посвящена вопросам философии корпоративного образования. В чем, по Вашему мнению, сейчас смысл системы корпоративного образования?
И тогда, и сейчас бизнес стремится быть эффективным, результативным. Образование призвано освещать самые передовые технологии. Сейчас скорость устаревания тех или иных инноваций стала еще стремительнее. Увидеть, распознать работающие в долгосрочной перспективе ценности, выстроить на них непротиворечивые компетенции, способные усилить корпорацию, создать условия для самообучения, самоорганизации работников — и тогда и сейчас это было важнее копирования тех или иных работающих приемов. Работают сейчас – совсем не гарантия, что будут работать завтра или в другой компании. Поэтому приемы осознанности, выявления сущности явлений, определение условий эффективности и гибкость в самостоятельном выборе – по сути навыки управления собой, своей работоспособностью в профессиональных ситуациях – суть индивидуальной результативности обучения на работе. А система образования в корпорации декларирует и создает аттракцию саморазвитию, ответственности, совместному решению затруднений. Хорошее корпоративное образование делает само собой разумеющимся стремление обучаться, развиваться и искать способы повысить результативность работы, снимает индивидуальные страхи и ограничения перед необходимостью искать все новые и новые решения в изменяющемся мире. Можно иметь хорошо выстроенный образовательный контент, который присваивает себе и использует в работе только 1% сотрудников. И научить думать и присваивать результаты размышлений – и работники будут создавать решения профессиональных задач, конкурируя друг с другом конструктивно и взаимовыгодно.

 

Вы с Дмитрием Левоновичем Кузнецовым начинали в стране подготовку тренинг-менеджеров? А как изменились требования к профессии бизнес-тренера двадцать лет спустя?

Здесь я хотела бы в первую очередь поговорить не о том, как изменились требования, а что стало необходимым самому бизнес-тренеру, чтобы не оказаться в неуправляемой ситуации. Сейчас как никогда важны навыки вербализации видения лидеров компании, а это и навыки ведения переговоров, и аналитические способности, и стратегическое мышление. Конечно, не на уровне топ менеджера, но зачатки необходимы для прояснения реальности, для уточнения понимания общей стратегии компании, чтобы строить систему обучения в направлении компетенций будущего. Бизнес-тренер не может быть узким специалистом. Корпоративный бизнес-тренер не может быть поверхностным.  И для корпоративного тренера особенно важно быть конкретным и точным, иначе можно ошибиться и в интерпретации задач от руководителя и в результате влияния на сотрудников.

Также принципиальна психологическая грамотность. Психологические ошибки внутреннего тренера очень дорого стоят компании и не прощаются руководством, вне зависимости от того были оговорены условия, связанные с ошибкой, или нет.


Многие руководители в наше время стали увлекаться психологией. Насколько это увлечение необходимо и оправдано?
 Любое увлечение может стать и опорой, и поддержкой, и источником искажения реальности. Фанатизм плох в любом деле. Психология труда содержит очень полезные знания о развитии профессионализма, работоспособности, особенностях мотивации, закономерностей развития трудового коллектива и многое другое. К сожалению увлекаются, как правило, красиво упакованными «волшебными таблетками», а не изучением закономерностей. А с волшебством прогнозируемого результата не получишь. А вот знание изученных наукой закономерностей, на мой взгляд, существенно облегчает жизнь руководителю и позволяет достичь долгоиграющего эффекта при приложении ограниченных усилий.
 

Какое место в модели компетенций современного менеджера занимает психология управления и труда? На наличие каких психологических навыков необходимо особо обращать внимание при приеме управленцев на работу?
Какое место? Я полагаю, смыслообразующее. Если идти по модели оказания влияния: самоосознание, самоорганизация, стойкость, сопереживание, содействие – именно в такой последовательности формируется навык самореализации руководителя. Что такое управление для меня, зачем мне это, как я себя чувствую, как я хочу чувствовать, каким я хочу быть и что важно для меня, какую позицию я выбираю в своей работе – все это важные вопросы, без ответов на которые руководителю не получить важнейшую сегодня характеристику «адекватный». Кстати, это именно тот психологический навык, на который все обращают внимание при приеме на работу. Навык выглядеть «адекватным». А вот как проверить, есть ли навык «быть адекватным», а не только выглядеть? Прием управленцев на работу вообще непростая задача, ее не могут решать молодые, неопытные сотрудники. Выбор себе начальника – история встречи с бессознательным, не всем по силам. Хорошо, если в компании есть видение модели компетенций лидера, тогда берем те навыки, которые нужны для стратегии компании.  Я бы обращала внимание на навыки оказания влияния, в частности на отношение к ошибкам, своим и окружающих, на убедительность речи и умение вести диалог, на умение работать с возражениями и претензиями и на отношение к самому себе. Все это можно посмотреть и почувствовать, если обучен навыкам саморегуляции и рефлексии, в обычном интервью. И прописная истина: информативны разговоры о планах и будущем. Прошлые достижения ничего не гарантируют.


Уточню, нужно ли современному топ-менеджеру получать психологическое образование? И какое - высшее, переподготовку, повышение квалификации?
Есть такая чудесная мысль о мотивах обучения психологии: подучиться или подлечиться. Смотря какую цель ставит себе управленец. И, конечно, зависит от базового образования и личностных предпочтений в познании. Кто-то любит начинать с основ, кому-то хватает житейской мудрости видеть суть явлений неискаженными, и выбрав повышение квалификации, сможет применить полученные знания с запланированным эффектом. Одно очевидно, наличие потребности получить психологическое образование – замечательный признак стремления быть профессионалом в работе с людьми. А сегодня — да и завтра — это главный ресурс компании. Знаю также, что хорошее повышение квалификации с психологическим содержанием может укрепить человека в потребности более серьезно изучить психологию. Или в осознании необходимости нанять психолога в компанию.


А чему необходимо научиться самому руководителю, чтобы сохранять внутренний мир, не терять баланс и не стать жертвой синдрома профессионального сгорания?
Вопрос психологически неточен. Внутренний мир в вопросе звучит, как мир без неустойчивости, конфликтов; баланс, как предполагается, нельзя терять, и синдром профессионального выгорания представлен отдельным монстром, нападающим на жертву. Руководителю важно научиться не бояться выходить из равновесия и гореть на работе, сталкиваться с чувством вины и стыда, обнаруживать фобии и детские травмы. Страх перед страхом делает любую ситуацию неуправляемой. Чтобы идти вперед, придется испытывать разные состояния. Смотреть в лицо страху нелегко, но возможно. Важно сохранить стремление искать лучшее решение, восстанавливать равновесие на каждом новом прямом отрезке дороги и не бояться слегка занестись на повороте. И давать себе и отдых, и время для подготовки к новым вызовам.  


Вообще каким образом, по Вашему мнению, связаны стресс-менеджмент и управление личной эффективностью?
Управление начинается с признания ответственности за свои состояния и чувства. Это необходимый элемент психического здоровья, и в целом зрелости личности. Стресс — выход из равновесия под влиянием внешних и внутренних факторов. Берем на себя ответственность за выход из равновесия, и управляем собой для его восстановления. Чем быстрее и точнее мы это делаем, тем эффективнее наша деятельность. Можно, конечно, абстрагироваться от стрессоров и перестать их чувствовать или отключить чувства, но тогда исказится наше восприятие реальности и начнется увлекательная история формирования всяческих замещающих стратегий и прочих будущих фокусов психотерапии.


В Вашей программе «Корпоративный бизнес-тренер» Вы в том числе отвечаете за психологическую подготовку. Какие психологические навыки нужны человеку, отвечающему за привлечение, развитие и удержание талантов в организации?

Навыки оказания влияния, об этом я уже говорила выше. Если конкретизировать, то важны навыки установления и сохранения границ, построения доверительных отношений, навыки решения проблем и поддержки другого в его решении, наблюдательность и умение вдохновлять. Отдельно мы выделяем навык предъявления профессионального требования, инициирования конструктивного конфликта, без которого невозможно осуществлять коррекцию отношений.

Навыки неутомимой обучаемости и уважительного любопытства. Привлекать, развивать и удерживать таланты можно только имея стремление узнавать людей и их способности, признавая необходимость постоянно учиться, чтобы быть достойным партнером, собеседником, поддержкой и вдохновителем талантливого человека.

Здесь еще очень важно уметь признавать свои ограничения и уметь радоваться способностям других. Такой навык не всем доступен, особенно в молодости. Этому навыку можно обучиться, можно увидеть свое место рядом с талантливыми и превосходящими нас по силе и возможностям людьми, можно научиться обучать таких людей и оказывать на них влияние, приносящее повышение результативности профессиональной деятельности.

Есть еще много полезного и важного, например, навыки управления профессиональным стрессом или навыки иррационального управления временем, или навыки управления эмоциональной атмосферой группового обсуждения… В каждом направлении деятельности корпоративного бизнес-тренера есть и общие и специфические психологические навыки, без которых невозможно выполнять функционал.


Можете ли дать несколько простых, но эффективных советов нашим читателям по поддержанию психологического здоровья?

Психолог не дает советов. Бизнес-тренер будет постоянно получать такой запрос от организаций.

Первый совет: поставьте себе такую задачу – поддержание психологического здоровья - с любовью и уважением к себе, а значит, без самообвинений об его утрате или недостаточности усилий по его сохранению. Иногда это очень сложно, принять решение и дать себе время поразмышлять о бережных способах его реализации.

Второй совет: дайте себе время понять, что именно Вы хотите поддержать, в чем нужна помощь специалиста, что именно можно считать для Вас психологическим здоровьем. Принятое решение стоит «поносить» несколько дней, примериться, проверить его точность, удостовериться в подлинности.

Третий: почувствуйте, что верите в свои возможности и будущее. Когда у нас кризис – вера ослабевает, и нужна помощь в обретении равновесия или в сопровождении кризисных процессов. Сегодня силен не тот человек, кто все делает сам, а тот, кто вовремя обращается за помощью и поддержкой. Или просто за более отчетливым видением реальности и своего истинного, подлинного пути в ней.

Четвертое: измерителем удачности Ваших решений на этом пути можно взять чувство внутреннего достоинства и бережность по отношению к себе, спокойное признание ограничений. Результатом станет ощущение опоры, устойчивости и прилив сил. Сил на новые свершения, а значит изменения, и преодоление ограничений, которые у всех есть.

 

Спасибо большое, Александра Владимировна! До встречи на Программе.

 

Программа «Корпоративный бизнес-тренинг» стартует 31 марта 2025 года