Стартовало масштабное исследование компетенций юристов цифровой экономики

Институт юридического менеджмента и Ассоциация юристов цифровой экономики совместно с центрами развития компетенций Института и партнерами объявляют о старте федерального исследования компетенций юристов будущего

Стартовало масштабное исследование компетенций юристов цифровой экономики

Предпосылки к исследованию

Цифровая экономика – новое и динамично-развивающееся направление, получившее новый виток развития в 2020 году: крупным корпорациям – субъектам глобального рынка, – а также правительственным органам государств пришлось спешно адаптироваться к работе online в связи с пандемией коронавируса (COVID-19). Формирование «цифровой экономики» в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития государства. Внедрение и развитие цифровых технологий влечет за собой трансформацию всех сфер жизнедеятельности общества. Цифровые технологии оказывают существенное влияние как на развитие экономики в целом, так и на отдельные отрасли. Опыт 2020 года показал и доказал, что в нашу повседневную жизнь активно внедряются цифровые технологии, и каждый из нас должен адаптироваться к новым условиям.

Так, в настоящее время в Российской Федерации создаются условия для формирования новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики, и поддержки развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. 

Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» определены базовые направлений развития на период до 2024 года, а именно: нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление, искусственный интеллект, цифровые услуги и сервис online, развитие кадрового потенциала IT-отрасли, и наконец, подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики. Мероприятия Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» прежде всего направлены на реализацию ряда ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью. 

Сегодня происходит изменение системы оценки профессионализма работников – переход от определения квалификации (совокупности требований к системе владения конкретными навыками, зафиксированных требованиями к профессии) к компетенции (диапазону знаний, способности к адаптации, обладанию деловыми и личными качествами, необходимыми для достижения целей организации). Компетенции, в свою очередь, делятся на soft skills (креативность, умение решать нестандартные задачи, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, способность постоянно учиться, эффективная коммуникация, управление изменениями) и hard skills (IT-грамотность, основные технические дисциплины, программирование и новые системы обработки данных). Следует согласиться с тем, что цифровая экономика требует, помимо прочего, дополнительных компетенций, новых фокусов и дополнительных ресурсов. Справедливо отметить существование тонкой грани: отсутствует нужда становиться техническим специалистом, но важно разбираться в той области технологий, в рамках которой требуется защищать права работодателя или клиента. 

В условиях стремительной цифровизации появление новых сервисов, продуктов, целых отраслей экономики неоспоримую важность приобретает разработка корректного подхода к регулированию отношений в новом обществе, но не менее важны также и вопросы применения новых законодательных норм, регулирующих оказание качественной юридической услуги физическим и юридическим лицам, а также вопросы защиты бизнеса и развития базовых компетенций юристов. Учитывая сказанное очевидно, что от юристов потребуются новые компетенции, которые позволят на должном уровне поддержать проект в сфере цифровой экономики. Современный юрист должен понимать, как ему отыскать нужную норму, уметь толковать право в сфере информационных технологий, использовать стратегическое мышление и креативность, анализировать юридические риски и обеспечивать грамотное юридическое сопровождение. Сегодня, каждый кто прикасается к цифровой среде, должен следить за своими действиями и последствиям, сегодня это поле деятельности человека стало небезопасным вынуждая каждого разобраться в своих правах.

Геворг Малашенко, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ

Малашенко Геворг Тевосович

Инициированное Ассоциация юристов цифровой экономики исследование компетенций очень амбициозная задача. С популяризацией в российском юридическом сообществе такого термина как "LegalTech" произошел фундаментальный разлом в понимании того, чему нужно учить и к чему готовить юристов. Причем мы наблюдаем деформацию компетенций на всех уровнях образования от бакалавриата, до докторских программ DBA. В информационном шуме и погоне за модными терминами в названиях образовательных программ и предметов теряется суть научения конкретным навыкам. В палитре компетенций юристов будущего может и есть место программированию, хотя это долгая беседа, которую стоит начать как минимум с вопроса о том, какому языку мы собираемся учить и для чего. При этом акцент следует делать и на новые модели мышления типа ТРИЗа (Теория Решения Изобретательских Задач), психология труда, управление конфликтами, управление и юридическое сопровождение процессов работы с внутренними и внешними подрядчиками, проектный менеджмент, управление знаниями, практики контроля качества, стандартизация и комплаенс, всего и не перечислишь. Мы также должны понимать разницу между видами юристов и задачами, с которыми они сталкиваются на практике. Предстоит провести глобальную научно-исследовательскую работу, и наш Институт, центры компетенций и наши партнеры готовы ответить на такой вызов.

В этой связи представляется актуальным рассмотреть различные аспекты реализуемого на практике компетентностного подхода к образованию, чтобы определить место и значение базовых компетенций при подготовке квалифицированных юристов, востребованных на рынке труда.

Однако, к сожалению, при взаимодействии с работодателями, ВУЗами и соискателями становится очевидно, что каждый вкладывает в понятие «компетенции юриста цифровой экономики» совершенно разное. Это в свою очередь приводит к дисбалансу:

  • Студент может хорошо учиться в университете и к выпуску достойно освоить образовательную программу, но не получить знаний, умений, навыков, необходимых для работы в условиях цифровой экономики. 
  • Соискатели не понимают, как оценивать компетенции потенциального сотрудника, претендующего на должность юриста в цифровой экономике.
  • Работодатель не способен найти специалистов хорошо знакомых с сутью технологических перемен в цифровой экономике, способных сопровождать проекты цифровой трансформации. 

Стратегические цели исследования

  • Получение максимально полной картины о видении компетенций цифрового юриста каждого из участников процесса;
  • Формирование карты компетенций с целью дальнейшего использования как при составлении обучающих программ, программ повышения квалификации, так и для использования работодателями;
  • Формулирование базовых ЗУВов (знать, уметь, владеть) для юристов.