Каким может быть исследование, проводимое в рамках программы Доктор права «Правовые прикладные исследования»? отвечает Антон Сергеевич Селивановский
Мне несколько раз задавали вопрос: Каким может быть исследование, проводимое в рамках программы Доктор права «Правовые прикладные исследования»?
У меня было представление, как может быть построена работа по такому исследованию. Я старался по возможности подробно рассказать. А потом подвернулся случай попробовать организовать исследование «на себе».
В конце 2020 года меня включили в состав экспертного совета по защите прав розничных инвесторов при Банке России. Я давно интересуюсь этой темой. У меня было некоторое понимание как устроены отношения розничных инвесторов с брокерами и другими профессионалами, которые обеспечивают участие граждан на фондовом рынке. Периодически я ищу типовые договоры и анализирую их. Создание же совета подтолкнуло меня к идее провести масштабную проверку типовых договоров.
Я предложил магистрантам, обучающимся на магистерской программе «Юрист мирового финансового рынка», а также выпускникам этой и других программ НИУ «Высшая школа экономики», провести анализ типовых договоров «профучастников», которые непосредственно обеспечивают операции физических лиц с ценными бумагами. К моей радости, многие откликнулись, что позволило сформировать команды исследователей по разным блокам и в течение полугода (ноябрь 2020 – май 2021) провести широкое поверхностное исследование.
Несколько слов о методологии исследования на примере брокерских договоров (именно через брокеров розничные инвесторы обычно выходят на фондовый рынок).
Шаг 1. Мы взяли рейтинг крупнейших брокеров. Из него 20 крупнейших брокеров, которые работают с физическими лицами.
Шаг 2. Каждый член команды взял на себя задачу по своим 5 брокерам:
- Найти на сайтах этих брокеров типовые договоры о брокерском обслуживании клиента – физического лица (ДБО).
- Проводится анализ ДБО по единым критериям, заданным изначально. Занести результаты в таблицу.
- При выявлении каких-либо «необычных» или «интересных» положений в договоре, данные вносились в дополнительную графу.
Шаг 3. По своим 5 брокерам дополнительно рассматривались декларации о рисках, аффилированные лица, тарифы. Данные вносились в другую таблицу.
Шаг 4. В открытых источниках каждый исследователь старался найти претензии клиентов (розничных инвесторов) к «своим» 5 брокерам. Впоследствии данные были дополнены из материала, любезно предоставленного А. Вальд.
Шаг 5. По базам судебной практики исследовали выясняли как часто за последние 5 лет брокеры судились с розничными инвесторами, о чем они спорили, каковы были результаты.
Шаг 6. Договоры о брокерском обслуживании сравнивались с сопоставимыми банковскими договорами.
Полученные результаты я проанализировал и обобщил. На этих результатах я основывал свой доклад, который представил на круглом столе, проведенном Высшей школой юриспруденции и администрирования НИУ «Высшая школа экономики».
Если развивать эту тему, то результаты исследования следует использовать для подготовки статей, других публичных обсуждения.
С уважением,
Антон Сергеевич Селивановский,
академический руководитель программы Доктор права «Правовые прикладные исследования»